Армянская свадьба традиции - Свадебный портал
74nika.ru

Свадебный портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Армянская свадьба традиции

Альберт Восканян. Нагорный Карабах. Фотоблогер

13 армянских свадебных традиций.

На сайте «Среда обитания» увидел про армянские свадебные традиции и решил выставить здесь. Автор Альберт Габриелян — молодой талант из армянского города Иджеван.

Очень интересные обычаи. некоторые дошли до наших времён, некоторые видоизменились, но, всё-равно, очень интересно прочитать, посмотреть рисунки, сделанные Альбертом.

1.Сватовством традиционно занимались мужчины: не женское это дело — вести переговоры. Причем ходили вечером, после наступления сумерек, чтобы никто из соседей об этом не узнал. Ведь если откажут, рейтинг отвергнутого жениха в глазах сельчан упадет. Нельзя было и с первого же визита сватов соглашаться выдать замуж дочь. Это означало бы, что у невесты есть какой-то изъян и отец хочет как можно скорее избавиться от нее. Поскольку вопрос был очень щепетильный, за годы сформировался специальный языковой код. Скажем, если сватам говорили: «Нам надо еще подумать, и вообще, у нас все дядя решает, а он сейчас в отъезде», — то это означало отказ, который через визит-другой мог перерасти в согласие. А отговорка «Они еще слишком молоды» подразумевала, что второй раз к ним идти, скорее всего, не имеет смысла.

2. Третий визит сватов, при успешном проведении переговоров, фактически становился помолвкой (хоскап – буквально «скрепить слово»). С этой минуты и вплоть до самой свадьбы девушке не разрешалось видится со своим суженым. Тоскующему жениху приходилось тайком пробираться в дом нареченной, чтобы увидеть ее. Мать невесты принимала будущего зятя втайне от мужа при условии, что он будет соблюдать дистанцию и ни в коем случае не дотронется до девушки.

В некоторых регионах жениху, в случае, если он оставался на ночь, даже разрешалось ложиться рядом с невестой, но условие не прикасаться к ней оставалось незыблемым. В отличие от матери, любой уважающий себя отец семейства, узнав о том, что юноша пытался проникнуть в его дом до свадьбы, должен был метать громы и молнии. Впрочем, иногда отец невесты, который хорошо помнил себя в подобной ситуации, мог сделать вид, что не заметил, как будущий зять лез в окно или в ердык ( отверстие в потолке, выполняющее в сельском доме функцию дымохода и источника света) и знать ничего не знает. За помолвкой следовало обручение (ншандрек – буквально «поставить метку») – мини-свадьба, которая проходила в доме девушки. Сторона жениха обязательно приносила подарок невесте. Кстати, дарить на обручение бриллиантовое кольцо стало принято лишь со второй половины XX века.

3. Ни одна свадьба не обходилась без выпечки свадебного хлеба (лаваша), которая происходила и в доме жениха, и в доме невесты. День обрядовой выпечки назывался таштадрек (дословно «ставить корыто»). Обряд начинался с просеивания муки, к которому привлекали близких к жениху и невесте юношей и девушек. Просеивание муки сопровождалось песнями, игрой на различных музыкальных инструментах и плясками, а после превращалось в игру — парни и девушки обсыпали друг друга мукой.

Гости клали в сито сладости, сухофрукты, орехи. Полакомиться ими можно было, когда вся мука просеивалась. В некоторых регионах просеивала муку попадья, притом молча и непременно с закрытым лицом, чтобы невеста была немногословна и… чтобы не сошла с ума. В народе считалось, что связь с умными образованными людьми (а ими в селе считались поп с попадьей) защищает от внезапного безумия. В других регионах Армении просеиванием муки занимались исключительно женщины, при этом непременно соблюдали субординацию. Первой к этой важной процедуре приступала самая старшая из женщин, затем посаженая мать (кавор-кин), а после остальные дамы. Солили и месили тесто в той же очередности.

4. Заключение договора между отцами жениха и невесты полагалось провести еще до помолвки. В некоторых районах Армении, например, Шираке и Алашкерте, его обставляли весьма своеобразно – главы семейства делили лаваш. При этом, как правило, присутствовал священник, который становился между мужчинами, и те начинали тянуть свернутый свистком лаваш за края.

Совершение этого обряда было равносильно подписи под брачным контрактом, поскольку означало, что отныне у них общий хлеб. А к хлебу, как известно, предки наши относились с благоговением.

5. Для ведения переговоров с обеих сторон высылали специальных посредников – хнамахоск, векилнер. Во время этих переговоров назначался день свадьбы, определялось число гостей со стороны невесты, оговаривалось, сколько и какой ткани должна купить сторона жениха для свадебного наряда невесты, кройка и шитье которого обставлялись особым обрядом – шордзевек, шорктрел. Он совершался в торжественной обстановке в доме невесты, на него специально приглашали хорошую портниху, а также близких родственниц с обеих сторон.

В селениях Армении шордзевек бытовал еще в 60-е — начале 70-х годов прошлого века. Позднее, когда свадебное платье стали покупать в магазине, а иногда даже брать напрокат, этот обряд постепенно исчез.

6. Важным ритуалом в подготовке к свадьбе было закалывание вола, из мяса которого потом готовили блюда к праздничному столу. Причем резали-то на самом деле, как правило, быка, но называли его волом, а жертвоприношение — езнмортек (ез — вол, мортел — зарезать). Произошло это потому, что именно вол ассоциировался с плугом, пахотой и, как следствие, всходами и плодородием. Собиралась чисто мужская компания — друзья и родственники жениха. К лежащему на земле связанному быку подходили жених и кавор. Первый удар обязательно наносил жених, затем он победно ставил ногу на поверженного зверя. Кстати, жениха величали не иначе как тагавор — король, а невесту соответственно тагуи — королева.

Обряд жертвоприношения производили обязательно в пятницу. В советские годы стало принято заранее покупать теленка (бычка), скажем, когда сын уходил служить в армию, и откармливать его до свадьбы юноши. Причем бычка всячески обхаживали, осознавая, что он ритуальный, и если он болел, то очень переживали, поскольку связывали все, что с ним происходило, с судьбой сына.

7. К венчанию жениха готовили в доме кавора. Там устраивался своеобразный мальчишник, во время которого и проводилось ритуальное купание жениха. Купал его сам кавор. В таз спиной друг к другу усаживали жениха и азаббаши — главного друга — и обливали их водой. Суть обряда купания заключалась в том, что струей воды жениха символически отделяли от его холостых друзей.

В доме кавора также совершали ритуал одевания жениха и параллельно украшали свадебное дерево (арсаники цар), сооружавшееся, как правило, из веток ивы. Каждый предмет одежды торжественно анонсировали, причем сильно преувеличивая его достоинства: «А вот чуха, купленная в Тифлисе, скроенная в Париже, сшитая в Бомбее!» Надев очередной предмет одежды на жениха, вокруг него проделывали танцевальный круг. Потом украшали один ярус свадебного дерева и совершали танцевальный круг вокруг него. Арсаники цар символизировало плодородие, его традиционно украшали сладостями и фруктами — яблоками, гранатами, орехами, изюмом, а вершину увенчивали свечами. На современной армянской свадьбе похожим образом — деньгами и конфетами — украшают меч, который держит азаббаши. В прежние времена азаббаши выполнял функцию телохранителя и должен был оберегать молодых: в одной руке у него была сабля, а в другой — свадебное дерево.

8. Одним из наиболее ярких обрядов традиционной свадьбы было выкрадывание курицы. В главной роли тут выступал карнавальный персонаж — свадебный гонец, или так называемый свадебный Лис, — Агвес. Обойдя молодежь, которая чинила ему препятствия, он должен был тайно пробраться в курятник, принадлежащий родителям невесты, и выкрасть курицу, затем явиться с ней — непременно первым — в дом и оповестить, что свадебная процессия уже в пути и скоро приедет жених.

Родители невесты должны были наградить молодца ценным подарком. Агвесом назначали наиболее ловкого юношу, а чтобы его можно было распознать, к его одежде прикрепляли настоящий лисий хвост. Считалось, что подобно тому, как Лис крадет птицу, жених крадет невесту. На обратном пути, когда ехали уже с невестой в дом жениха, Лис снова должен был опередить всех — первым прийти к матери жениха и известить ее, что едут молодые. За это его награждали вторично. В советские времена Агвес трансформировался в молодого человека с курицей в руках, ехавшего в машине, капот которой был украшен лисьим мехом.

Читать еще:  Классическое меню на свадьбу

9. К венчанию невеста должна была предстать в одеянии, которое приготовила для нее сторона жениха. Дома, в присутствии женщин — родственниц жениха и двух подруг невесты, — под руководством посаженой матери невесту раздевали догола, затем наряжали в новые одежды.

Одевала ее одна из молодых замужних родственниц, имевшая первенца-сына. Наиболее важной частью обряда была замена девичьей прически — одной или нескольких косичек — на женскую — две косы. И отныне девушка не имела права выходить на люди с непокрытой головой. Во время всей церемонии женщины пели хвалебные песни в честь невесты. Во многих культурах оголение — символ смерти. Это и лежит в основе ритуала одевания. Символически девушку надо было умертвить, а затем возродить как женщину из семьи жениха. Сейчас этот обряд практически изжил себя — невеста к приходу жениха бывает одета и ей торжественно подносят фату, перчатки и туфли.

10.У частники свадебного шествия по пути в церковь пели песни, плясали и, дабы отогнать злых духов, стреляли в воздух. Впереди процессии шли музыканты, позади них — жених в сопровождении кавора и азаббаши, за ними вели невесту. Подруга или брат невесты несли за женихом подол его одеяния, держа его у груди невесты, и никто не должен был проходить между женихом и невестой, чтобы не прервать связь между ними.

В церкви священник проводил обряд венчания и повязывал жениху и невесте на шею, руку или лоб нарот — переплетенные красную и зеленую нити, иногда с крестом — и скреплял концы воском. Домой из церкви шли по другой дороге, чтобы обмануть злых духов. По пути родственники новобрачных выносили на улицу подносы, а то и накрывали столы и дарили молодоженам подарки. Через 3 или 7 дней после венчания (в зависимости от региона) проводился ритуал тагверац (снятие венца): священник приходил в дом молодоженов, ставил невесту с женихом на колени друг против друга, так, чтобы их головы соприкасались, читал молитвы и снимал с них нарот. Одновременно разрезали красно-зеленые ленточки на свадебном дереве и снимали с него все фрукты и сладости. Только после этого молодые могли взойти на брачное ложе.

11. Свадьба должна быть веселой. Для этого серьезные ритуалы перемежали карнавальными сценами. Одну из таких разыгрывали во дворе дома жениха, встречая новобрачных. Между отцом и матерью жениха завязывалась шуточная драка. В неравной борьбе обязательно должна была победить женщина. Помогали ей молодые парни, они буквально валили отца жениха на лопатки и сажали на него победительницу. Все дружно хохотали, поскольку считалось, что нет ничего более невероятного, чем жена, побившая мужа.

Также пели шуточные песни-небылицы. К примеру, обращаясь к матери жениха, пели о том, что молодая невестка будет помогать свекрови убирать, готовить, вести хозяйство, а еще… будет ее бить. Сейчас эта ритуальная игра практически забыта, а если и проводится, то супруги имитируют борьбу, после чего жена целует мужа в щеку — поцеловавший считается победителем. Зато другая традиция, — когда мать жениха встречает новобрачных хлебом — покрывает им плечи лавашем, — сохранилась по сей день. А еще с крыши дома на молодых сыпали сладости, зерно, монеты, символизирующие благополучие и достаток.

12. Роскошный стол, щедрое угощение были не только залогом веселой свадьбы, но и делом чести родителей. В особенности семьи жениха. Так что к вопросу подходили со всей серьезностью.

Сначала с обеих сторон выбирали почтенных стариков с внушительным опытом по организации застолий, которые и должны были рассчитать, сколько понадобится еды и напитков. Причем родители жениха должны были выдать стороне невесты все, что требовалось для приготовления пиршества, не только во время свадьбы, но и обручения. Согласно сохранившимся записям, на среднестатистическое обручение уходило: 1 баран, 1 пуд пшена, 10 фунтов масла, 8 бутылок водки, 60—70 бутылок вина. А для самой свадьбы всего этого нужно было раза в 3—4 больше. Обеспечением же хорошего настроения гостей занимались тамада и музыканты.

13. Институт девственности существует в армянском обществе с незапамятных времен, и тому было рациональное объяснение. Муж, а также вся его родня, должны были быть уверены, что родившийся первенец — их потомок. В условиях отсутствия ДНК-анализа залогом этой уверенности могла служить только девственность невесты. Кстати, ритуал красного яблока, который многие считают одним из древнейших, стали проводить лишь в советские годы.

Утром, после первой брачной ночи в знак констатации невинности невесты, ее матери посылают красные яблоки и бутылку коньяка, повязанную красной лентой. А в старину во время первой брачной ночи старшая замужняя подруга невесты или кухарка стояла за дверью, а после оповещала всех о том, что невеста была девственна, и получала за это подарки, а мужчины поднимались на крышу и стреляли в воздух, чтобы разгласить новость по всей округе.

Альберт Габриелян. «Cвадьба в с.Ванк». Нагорный Карабах.

Свадебные традиции в Армении

Свадебные традиции в Армении включают в себя множество обрядов и уникальных, характерных только для Армении символических ритуалов, каждый из которых имеет особое значение. Свадьба является одним из ключевых событий в жизни любого армянина, поэтому готовятся к нему основательно.

Сами свадебные обряды начинаются еще задолго до непосредственно торжественного дня. Прежде всего, происходит помолвка, на которой родители жениха отправляются в дом невесты и просят разрешение на обручение детей. Согласно традиции, родители невесты должны один или два раза отказать, так как этим они показывают, что у них есть ценный и дорогой «товар», с которым они не готовы так легко расстаться. Бывают случаи, когда даже представителям богатых и знатных семей приходилось ходить на церемонии сватовства три и более раз. Именно поэтому такие походы обычно совершались в темное время суток, чтобы в случае отказа никто из соседей не видел пожилую семейную чету, уходящую из дома потенциальной невесты ни с чем.

Когда же согласие, наконец, получено и день свадьбы назначен, начинается подготовка к торжественному событию. Готовятся костюмы, идет приготовление блюд. В день свадьбы рано утром жених с родителями и родственниками отправляются к дому невесты с цветами, корзинами фруктов, сладостями, вином, армянским коньяком и другими подарками. Братья невесты могут устроить шуточную церемонию выкупа. Также у невесты в это утро могут украсть одну туфлю и лишь после долгих уговоров вернуть ее. Примечательно, что обувь возвращается с деньгами внутри, что должно сулить невесте богатую и обеспеченную жизнь. Хозяева дома и прибывшие гости усаживаются за стол, и начинается празднование. Однако на это время жениха и невесту сажают за разные столы.

Далее следует церемония венчания молодоженов в церкви – важнейший обряд для всех христиан. После этого обе семьи совместно отправляются продолжать празднование в доме невесты или в ресторане. Существует еще одна интересна традиция: перед входом в дом жених и невеста должны расколоть ногами тарелки, выложенные у порога – на счастье.

Любая армянская свадьба сопровождается музыкой и танцами. В этот день все собравшиеся веселятся от души. Свадьба в Армении – это яркий праздник, который должен запомниться молодоженам на всю жизнь. Одиноким юношам и девушкам, которые стали гостями на свадьбе, в ходе застолья раздаются сувенирные шкатулки – таросики. Согласно местным поверьям, одинокие девушки, получившие таросики, могут грядущей ночью увидеть во сне своего будущего мужа.

Во время свадебного торжества, которое продолжается до поздней ночи, гости наслаждаются вкусной едой, музыкой и танцами. Все они по очереди желают паре счастья, произнося красочные поэтические тосты, самый частый из которых — «Желаем вам состариться на одной подушке!» — как пожелание вечной любви и взаимопонимания, которые молодожены пронесут через всю свою жизнь.

Читать еще:  Лофт для свадьбы

Армянская свадьба

В течение дня могут происходить много интересных событий, но свадьба — это одно из важнейших событий в жизни каждого человека. У разных стран есть свои свадебные обычаи и традиции. Армянские свадьбы всегда были уникальны, но со времен становиться всё сложнее сохранять традиции.

Перемен не избежать. Давайте заглянем в историю армянских свадеб!

Подготовка к обручению и свадьбе

В отношении культуры семьи и её ценностей наши традиции очень консервативны. В древности считалось, что свадьбу или обручение лучше праздновать осенью или зимой, так как в тёплое время года люди в основном были заняты, работая на поле. Следует отметить, что молодые люди не имели права сами выбирать своих будущих жён или мужей. Это решали их родители, старавшиеся женить своих детей как можно раньше. Невеста обычно выбиралась из местного региона или соседнего села.

Сначала родители жениха приходили свататься к семье невесты, и после одобрения семьи невесты жениху разрешалось жениться на ней. После сватовства родители обеих сторон официально считались знакомы. С этого момента взаимоотношения пары восходили на новый уровень — пара должна была обручиться. В тот самый день жених приносит для невесты кольцо, она его принимает, этим подтверждая свою решимость выйти замуж. Эта церемония представляла собой формальное согласие на предстоящую свадьбу.

По традиции, церемонию обручения брала на себя семья невесты. После обручения назначалась дата свадьбы и начиналась активная подготовка к ней. К слову, одной из самых важных задач при этом был выбор крёстных родителей,которым доводилось играть на свадьбе очень важную роль. Крёстного отца выбирали со стороны жениха. Крёстные отец и его жена должны были показывать хороший пример новобрачным, именно поэтому всегда выбирали хорошо устоявшуюся и благополучную семью.

Когда гости приглашали крёстного отца, все начинали танцевать, петь, поздравлять друг друга, говорить тосты и т.д. Затем жених и невеста шли в церковь, чтобы получить божье благословение. После церемонии при выходе из церкви гости осыпали новобрачных лепестками роз и после этого веселье продолжалось в доме жениха. При входе пара должна была разбить тарелку, как говорят в народе, дабы напугать злые силы и привлечь счастье в дом. После всего новоиспеченная свекровь клала на плечи молодых лаваш и угощала ложечкой мёда. Последнее символизировало сладкое начало из совместной жизни.

Свадебное веселье обычно проходило в доме жениха. Новобрачные, их друзья и родственники собирались там и начинали праздновать новый союз. Гости угощались традиционными блюдами и говорили тосты, самый популярный из них — это: «Желаю вам состариться на одной подушке». Свадебная церемония заканчивалась поздно ночью.

Обычаи, которые сохранились

Не многие обычаи сохранились до наших дней, но мы стараемся не забывать их. Например некоторые женихи продолжают надевать красно-зеленую ленту, символизирующую плодотворность.

Ещё один необычный ритуал — у невесты крадут туфлю. Когда невеста одевается, у нее крадут одну из туфель, и только после долгих переговоров и весёлого торга туфля возвращается владелице. На армянской свадьбе вы можете увидеть, как брат невесты закрывает дверь на засов и не даёт сватам увезти с собой его сестру. Конечно же это шутка, которую нельзя принимать всерьёз. Когда новоиспечённый муж приводит домой свою жену, свекровь угощает новобрачных мёдом и кладёт на их плечи лаваш, эта традиция сохранилась и на современных свадьбах.

Современная армянская свадьба

В последнее время армянские девушки всё чаще устраивают девичники перед свадьбой. Во время вечеринки друзья дарят невесте много подарков. Как вы заметили, современные армяне стараются комбинировать и традиции, и современный европейский подход на свадьбах. Например, в приданое сейчас входят ключи либо от квартиры, либо от машины, или билеты на медовый месяц в какую-нибудь страну.

В наше время свадьба длится только один день. В этот день семья невесты накрывает на стол и ждет приезда жениха. Сторона жениха часто приезжает на шикарных машинах класса люкс. Затем он забирает свою невесту,и они едут венчаться в церковь. Наиболее популярные церкви — это Эчмиадзин, Гегард, церкви Гаяне и Рипсиме и другие. Самая весёлая часть свадьбы проходит в ресторане. На входе в ресторан новобрачные опять по традиции разбивают тарелку.

Одна из самых важных составляющих свадьбы здесь — это традиционные тосты. Армяне упоминают в них своих родителей, родственников и любимых людей. Во время церемонии невеста танцует свой свадебный танец и бросает букет к своим незамужним подружкам, кто букет поймает — тот и выйдет замуж следующей. Церемония подходит к концу поздно вечером, после разрезания свадебного торта и раздаривания так называемых «таросиков», сувениров со свадьбы.

После свадьбы новобрачные обычно уезжают на медовый месяц. Как нам стало ясно, армянские свадебные традиции и обычаи претерпели некоторые изменения, но некоторые из них соблюдаются испокон веков. Тем не менее, очень важно удерживать присущие только нам обычаи, чтобы затем передать их следующим поколениям.

Особенности армянских свадеб

Выйти замуж за армянина – это значит следовать всем армянским традициям. Нет ничего красивее, хлебосольнее и веселее армянских свадеб. Сотнями лет, какие бы события не происходили на этой земле, народ бережно сохраняет обычаи и традиционное поведение на большом многочисленном празднике, где приглашают на торжество всех ближних и дальних родственников, друзей, друзей родственников и просто мало знакомых людей. Армянская свадьба отмечается с большим размахом в течение нескольких дней. Масштабный и самый главный праздник рождения новой семьи требует тщательной подготовки, в ней участвуют все родные и близкие.

Традиции сватовства в Армении

Для ответственной церемонии сватовства выбирают сваху (миджнорд кин), знакомую семье будущей невесты, но из семьи юноши. До дня сватовства сваха посещает дом родителей невесты и старается уговорить их отдать замуж дочку. После утвердительного ответа в дом девушки приходят родственники будущего жениха (сваты). Только после этого невеста может пойти выбирать свадебное платье.

Приходят на серьезный разговор только мужчины и тот, кому родители юноши доверяют кавор, это может быть уважаемый родственник. В ходе сватовства оговаривается повод торжественного прихода и звучит просьба о руке невесты. Традиционно родители невесты сразу не соглашаются на брак, сватам придется прийти вновь и получить одобрение на следующую весьма важную церемонию — обручение.

Обручение армянских новобрачных

Свадебное торжество не обходится без обряда обручения, или как в народе говорят «помолвка». В оговоренный заранее день в доме жениха собираются родные с многочисленными дарами для невесты, часто ювелирные золотые, заранее подготовленные украшения. Накрывается торжественный стол, родные произносят пожелания счастья и крепкой семейной жизни молодоженам. Позже непродолжительного застолья у жениха, они идут в семью невесты, их ждут за празднично накрытым столом.

Церемония помолвки начнется с выведения кавором невесты с подругами за стол к жениху. В ходе застолья у невесты ее одаривают золотыми и серебряными украшениями. Кавор объявляет о состоявшейся помолвке, жених надевает в знак этого кольцо с камнем на безымянный палец невесты. Именно с обручения, как считали издавна, между семьями будущих молодоженов начнутся родственные доверительные отношения.

На церемонии обручения оговаривается день будущей свадьбы и выбирается свадебное платье вместе с другими атрибутами этого праздника. В это время в доме невесты звучат грустные мелодии, один раз звучит музыкальная композиция «Узундара», после танца под которую, будущую жену уводят от отчего дома. В конце церемонии отец невесты отдает руку дочери жениху, как бы соединяет их судьбы и таким образом благословляет.

Приметы на армянскую свадьбу

Согласно древним поверьям подвенечное платье дарят традиционно родители будущего мужа. Уважаемый кавор, родные жениха, его друзья в назначенный день забирают девушку из дома. Торжественная делегация подходит к дому будущей жены с громкой зажигательной музыкой и неподдельным веселым шумом. С песнями и танцами они преподносят родным невесты «сини», это блюда с горой подарков для невесты и ее родных, свадебное платье и украшения, восточные сладкие лакомства, эксклюзивные вина и фруктовые плоды. Невеста облачается, помогают ей подруги, происходит действо при жене кавора каворкин.

Читать еще:  Свадьба в год быка 2022

В храме готово все и начинается таинство, священник с молитвами повязывает к рукам молодоженов нити зеленого и красного цветов, сплетенными вдвое, по возвращении к дому, говорят старые легенды, они отгонят злых духов от молодых.

В ходе церемонии венчания жених надевает обручальное кольцо на безымянный палец левой руки невесты. В то же время в доме жениха уже готов шикарный праздничный стол, он должен быть великолепным и переполненным деликатесами и напитками, это долг чести. На праздничном застолье в родные и друзья произносят тосты за здоровье молодых, желают им совместной безоблачной жизни и дарят подарки, чаще всего это деньги и золотые ювелирные украшения.

Традиция подтверждения невинности будущей жены

В традиционных патриархальных армянских семьях остается и соблюдается обряд подтверждения невинности будущей жены. После первой брачной ночи в родной дом честной и ответственной невесты отправляется гонец с хвалебным для родителей красным яблоком.

За невестой всегда давалось приданое деньгами и необходимыми в хозяйстве вещами. Размер приданого традиционно обсуждали в полушутливых разговорах при сватовстве и обручении. Родители жениха могут отказываться, что никакого приданого им не нужно, только бы состоялась армянская свадьба. Как у многих народов свадьбу справляют осенью после уборки урожая или вначале зимы, закрома в это время заполнены, созревают молодые вина. Пользу осенних бракосочетаний подтверждали это древние трактаты по медицине, написанные на армянском языке, организм насыщен в это время жизненными силами.

Особенности празднования армянской свадьбы

Старинный способ созвать всех на свадебное торжество, приглашение проводилось музыкантами, они с крыши дома жениха исполняли музыкальные композиции, оповещающие село о торжестве. Приглашали каждого и устно, кавора, уважаемых гостей приглашали целой делегацией. Гостей всегда приглашали много. В древние времена для проезжающих купцов посылали праздничное угощение, отдельно накрывались достойные столы неимущим односельчанам. От родных невесты дарили практичные вещи, которые пригодятся как часть приданого. Гости от семьи жениха дарили золотые ювелирные украшения для невесты, чтобы показать родных жениха обеспеченными людьми и знатными.

До свадьбы обсуждались кандидатуры родных и друзей, отправляющихся за невестой. Они выбирали макарапета, главенствующего в праздничной делегации. Каждое его слово было непререкаемо для всех гостей в течение свадебного торжества, макарапет был в числе организаторов свадьбы, развлечений с массой переодеваний и шуточными состязаниями. Макары-делегаты выступали в роли охранников жениха от всех неожиданностей. Жених в течение торжества подчинялся им.

Макарами проводилась церемония омовения, бритья и облачения жениха перед торжеством. В разные исторические времена армяне жили во враждебном окружении племен турок и курдов, всегда существовала опасность кражи армянских невест даже из-под венца, поэтому Макары всегда были мужественными вооруженными защитниками, они обеспечивали безопасность церемонии. Тогда выйти замуж за армянина считалось престижно.

Во время торжества родственники жениха не уступали лидерства в веселых песнях, танцах и развлечениях, показывая свою большую радость в приобретении невесты. Родственники же ее слегка грустили, особенно ее мать, она не танцует, понимая, что дочь уходит от них навсегда. Кавору дарят от матери девушки большое блюдо с традиционными угощениями, молодым дарят символ вечного древа продолжающейся жизни. Великолепные традиционные песни звучат под тосты, все поздравляют друг друга.

На пороге дома жениха свадебную делегацию встречает с радостью свекровь, она к плечам молодоженов для благополучия кладет лаваш, дает для мира в семье молодым мед, желая сладкой жизни в дальнейшем, осыпая их цветами и изюмом для достатка. Зажигательные музыкальные композиции «Кочари», «Шалахо» и мелодия грузинской диаспоры армян «Кинтаури» сопровождают церемонию.

Армянская свадьба: традиции и обычаи

Всем по душе многолюдная, красивая, веселая и щедрая армянская свадьба. Ее традиции хлебосольны, с желанием угостить как можно больше людей. Обряды необычны и отличаются от традиционных украинских.

Кого приглашают на свадьбу

Всех, кого только можно: родственников, знакомых, друзей. И даже тех, кого встретят по дороге (это давняя традиция, современные свадьбы могут быть другими). Гулянья длятся несколько дней – до недели. Во всем чувствуется размах и масштаб.

Кто главный на свадьбе

До свадьбы родственники собираются вместе и решают, кого отправить в дом невесты, кому идти за ней. Это должны быть самые достойные люди. Делегацию возглавляет макарапет – самый уважаемый член семьи. Его слово непререкаемо, его должны все слушаться.

Это человек, который участвует в организации свадьбы, корректирует ее этапы, решает споры. Ему и его помощникам – макарам – подчиняется и жених. А они охраняют его на свадьбе от всех неожиданностей.

Армянские свадебные традиции диктуют обязательное присутствие свахи. Это самая опытная и уважаемая женщина, миджнорд кин. Она должна происходить из рода жениха и быть ему кровной родней.

Ее работа – сосватать девушку, то есть уговорить семью невесты отдать ее замуж за жениха. Приготовления к свадьбе начинаются только после того как родители дали согласие на брак. Но сначала – обряд сватовства.

Сватовство

Сватовство в Армении проходит по строгим правилам. На разговор с родителями приходят исключительно мужчины. Их возглавляет кавор. Это самый мудрый и авторитетный родственник.

Именно на сватовстве официально делают предложение невесте. Традиции современной армянской свадьбы, как и древней, запрещают сразу же соглашаться на предложение. Родители должны отказать, и сваты приходят снова. В этом раз родители соглашаются (если это входят в их планы). Это – пропуск для следующего шага перед свадьбой – обручения.

Обручение

Если обе семьи прошли этот обряд, значит, жених и невеста официально помолвлены. Это главный этап перед браком. В доме будущего мужа собирается вся родня. Они готовят для невесты богатые подарки. Это золотые украшения, ювелирные вещицы с драгоценными камнями, серебро.

Родители невесты накрывают богатый стол. Звучат пожелания здоровья, счастья и долгих лет. Затем, после небольшого застолья, все переходят в дом жениха. Там продолжают праздновать помолвку.

Невесту выводит кавор и вместе с подружками приводит ее за стол к будущему мужу. Тот надевает ей на палец помолвочное кольцо с камнем. С древних времен считалось, что с этого момента молодые и их семьи проявили доверие и начали семейные отношения друг с другом. Армянские свадебные обычаи сложились так, что на помолвке определяют и день свадьбы.

Свадьба

Это очень многолюдный праздник. Невесту одевают в платье, выбранное и подаренное семьей жениха. Звучат грустные песни, невеста прощается с незамужней жизнью. Затем после традиционного танца под мелодию ‘Узундара’ отец невесты передает ее руку жениху.

Это – благословение, после которого девушку увозят из дома родителей. Ее забирает кавор, его сопровождают друзья и родители жениха, другие гости. Родителям невесты в дар приносят много щедрых подарков (сини). В их числе – блюда со сладкими фруктами, дорогие вина и лакомства-деликатесы.

Молодых венчают в храме. Священник повязывает на кисти молодым зеленые и красные нити, сплетенные в два раза. Армянские традиции на свадьбе говорят о том, что это символ единства пары. А еще нити призваны защищать от дурного глаза и злых духов.

На венчании жених надевает невесте на палец свадебное кольцо. В его доме уже приготовили богатые столы и ждут гостей из храма. Застолье проходит с тостами, танцами, весельем. Молодым дарят много подарков, в основном дорогие ювелирные украшения. Это показывает, что семья жениха знатная и богатая.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector