Шесть шляп мышления: учимся подходить правильно к любому вопросу - Свадебный портал
74nika.ru

Свадебный портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шесть шляп мышления: учимся подходить правильно к любому вопросу

Эдвард де Боно и история метода «Шесть шляп мышления»
учебно-методический материал (старшая группа)

В группах старшего дошкольного возраста перед педагогами стоит сложная задача формирования у детей системного видения мира и развития творческого мышления. Одна из методик, которую используют воспитатели – «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно.

Скачать:

ВложениеРазмер
edvard_de_bono_i_istoriya_metoda_shest_shlyap_myshleniya.docx105.84 КБ

Предварительный просмотр:

Эдвард де Боно и история метода «Шесть шляп мышления»

Эдвард Чарльз Фрэнсис Публий де Боно (1933 г.р.) – один из психологов системы творческого подхода к мыслительному процессу, автор идеи нестандартного (латерального) мышления. Он написал множество научных трудов о принципах и технологии эффективного умственного труда, в том числе «Дети решают проблемы». Его методики используют во всем мире для организации рационального подхода к производственным процессам, выработки эффективных решений, проведения корпоративных тренингов, а также в педагогике. Большую известность ему принес метод «Шесть шляп мышления».

История возникновения этого метода, по легенде, началась еще в детстве британского психолога, когда он не мог отстаивать свои убеждения среди эмоциональных и сильных сверстников. В обществе, обычно, прав сильнейший, или кто смог убедить других в своей правоте. Человеческое мышление подвержено социальному влиянию, навязанным стереотипам, обусловлено культурной средой, образованием, религией. Эмоции и настроение также влияют на умственную деятельность. Де Боно, используя метафору с шляпами, разработал технологию оригинального подхода к решению проблем, активации и структурированию мозговой деятельности.

Суть метода и технологии использования

В основе методики, разработанной де Боно, лежит психологическая ролевая игра, призывающая рассмотреть проблему с разных позиций. Это своеобразный вызов мозгу, переход к неестественной для него форме обдумывания ситуации. Если в стандартном мыслительном процессе включены эмоции, неуверенность, оценка собеседников, непродуктивные дискуссии, споры, метание от идеи к идее, то применение метода «шести шляп» заставляет упорядочить умственную деятельность как коллектива, так и отдельного человека.

Де Боно предложил разделить процесс поиска решения любой умственной задачи на 6 режимов, отделив логику от эмоций. В итоге этого процесса будет обнаружено оптимальное креативное решение. Образно мыслитель надевает на себя одну из шести шляп и думает в соответствии с заданной позицией.

Белая шляпа – вводные факты, цифры, информация

Синяя шляпа– управление процессом, координация деятельности, фокусировка на задаче

Красная шляпа– чувства, интуиция, эмоции

Желтая шляпа-оптимистичность, преимущества, аргументы, поддержка

Черная шляпа– критика, риски, опасения

Зеленая – альтернативные пути, творческий подход, креативные идеи.

Каждая шляпа надевается на определенный срок, обычно несколько минут. Смена шляпы означает смену позиции обдумывания. Последовательность надевания образного головного убора решается исходя из поставленной задачи. В групповом действии все участники одновременно надевают следующую шляпу и выдвигают мысли. Организатор остается в синей шляпе.

Разноплановый подход к любому поставленному вопросу, таким образом, позволяет задействовать разные области человеческого мозга и обнаружить неожиданные аспекты решения.

Метод «Шесть шляп мышления» применим в любой общественной организации: от детского сада до корпоративных совещаний

Применение метода «6 шляп мышления» в ДОУ

В детских садах всего мира метод «Шесть шляп мышления» применяется уже много лет. Чаще всего он используется при проведении педсоветов и в группах старшего дошкольного возраста.

Использование метода при проведении педагогического собрания позволяет быстро и эффективно обсудить актуальные проблемы ДОУ и выработать решение. Заведующая или методист ДОУ знакомит воспитателей с планом собрания. Управление процессом предполагает, что синяя шляпа находится у заведующей. На педсовет могут быть вынесены наболевшие проблемы детского учреждения, например «Педагоги отказываются принимать участие в конкурсе «Воспитатель года», что делать?» или «Спектакль родителей для детей, нужен ли?». Участники педсовета образно надевают головные уборы в нужной последовательности и высказывают свои мысли, коллективно вырабатывают оптимальное решение. Анализ итогов педсовета (рефлексия) позволяет судить о продуктивности применения «Шести шляп мышления».

Применение метода де Боно в старших и подготовительных группах помогает научить детей думать и самостоятельно вырабатывать идеи. При самостоятельном поиске ответов на вопросы дети ответственно относятся к принятому решению, осознают себя личностью.

Сфера применения метода в ДОУ:

  • Логопедические занятия
  • Музыкальные занятия
  • Рисование
  • Лепка
  • Тематические кружки и др.

Занятия воспитателя и детей по методу «Шесть шляп мышления» проходят в партнерской форме в атмосфере непринуждения, в дружеской обстановке. Шесть красочных шляп и увлекательная ролевая игра понравятся детям.

Где воспитателю взять шляпы?

  • Смастерить вместе с детьми из картона или ватмана
  • попросить изготовить родителей
  • объявить среди родителей конкурс на лучшую белую шляпу, а потом в группе раскрасить их с детьми
  • изготовить пилотки из цветной бумаги
  • использовать разноцветные панамы или бейсболки.

В группах можно оформить наглядный «Центр умных шляп», уголок «Умники и умницы», где разместить сами головные уборы, наглядные пособия, таблицы. «Как оформить уголок шляп» – этот вопрос можно поставить на первой тематической игре с детьми. Пусть они сами думают и предлагают идеи.

Постепенное введение детей в курс игры значительно облегчит им привыкание к позициям мышления. Для этого следует начать понемногу знакомить их с умными шляпами. Например:

— «Ребята, эта наша синяя шляпа всегда такая деловая! Она помогает думать как директор! Как босс – молокосос. Вы видели этот мультфильм? Давайте попробуем надеть ее и разговаривать по – деловому. Итак, что мы сегодня планировали?»

— «Дети, если надеть эту красную шляпу, то можно что – то почувствовать. Попробуйте продолжить «Ах! Мне кажется, я чувствую, что наша идея…».

В течение первых практик применения ролевой игры в группе рекомендуется вводить не сразу все шляпы, а по две – три. Детям будет проще запомнить, какой цвет для какой роли предназначен. Хорошо, если воспитатель будет фломастером или маркером этого же цвета рисовать ассоциативные картинки, надписи на белой доске, ватмане.

Примеры занятий с детьми по методике де Боно «6 шляп мышления»

В рамках занятия по рисованию детям предлагается ролевая игра, в которой они все будут строителями и архитекторами. Перед началом занятия дети рассаживаются за столики, на которых лежат листы для рисования, цветные карандаши, фломастеры, линейки.

Воспитатель демонстрирует белую шляпу и говорит, что она волшебная, она много знает. Например, что самое высокое здание в мире имеет 163 этажа. «А теперь наденьте все умные белые шляпы – всезнайки (возьмите белые карточки, листочки, любые белые предметы, представьте себя в белых шляпах…) и скажите, сколько этажей в вашем доме? Видели вы многоэтажные дома? Сколько в них этажей?

Воспитатель демонстрирует синюю шляпу, предлагает всем взять в руки синие предметы, надеть синие шляпы и представить себя директором архитектурной (строительной) компании: «Дети, вы знаете кто такой архитектор? Это человек, который придумывает, как построить здание, руководит строителями. Представьте, что вы — директор компании архитекторов, строителей, и вам надо придумать, как построить в нашем городе самое высокое здание. Какое задание вы бы дали своим подчиненным строителям? Может быть сначала его нарисовать? Привезти строительные материалы?». Воспитатель надевает синюю шляпу и остается в ней, управляя процессом игры.

В этот момент можно предложить детям подумать над рисунком большого здания, как бы они его нарисовали. Можно начать рисовать проект.

Далее детям предлагается надеть красную шляпу и представить красивое большое здание в родном городе, построенное по их рисунку, проекту. Какие чувства вызывает это здание? Восхищение? Восторг? Гордость? Опасение? Здание красивое?

В желтой шляпе дети ищут преимущества небоскреба в родном городе, в черной высказывают опасения, в зеленой предлагают необычные решения, фантазируют и т.д.

Завершается занятие по рисованию совместной рефлексией, обсуждением рисунков – проектов, педагог спрашивает, помогли ли думать шляпы.

Шуточная игра «Получится – не получится»

Цель методической игры – научить детей оценивать перспективы действия, предлагаемого воспитателем или ведущим. Игра способствует привыканию к желтому и черному цветам в соответствии с методом «6 шляп мышления». Желтый цвет – выражение оптимизма и позитивного ожидания – «получится». Черный цвет – высказывание критики и опасения – «не получится».

Педагог заранее готовит шуточные вопросы. Детям раздаются карточки либо другие предметы желтого и черного цветов. Воспитатель (в синей шляпе) задает вопрос, дети должны подумать и поднять одну из карточек.

— Получится ли у кошки выпить ведро воды?

— Получится ли у мышки съесть булку хлеба?

— Получится ли у Кати съесть двадцать яблок?

— Получится ли у Деда Мороза приехать в жаркую Африку?

— Получится ли у крокодила проглотить солнце?

— Получится ли у Пети поговорить с воробьем?

Часть вопросов может предполагать пограничные ответы, заставлять усомниться. Воспитатель поясняет детям, что главное – не быстрый ответ, а обдуманный. Поднимая одну из карточек, желтую или черную, дети должны успеть оценить ситуацию и образно ответить на вопрос. Педагог может спросить мнение ребят: почему они так думают. Также может предложить активному ребенку быть ведущим и передать ему синюю шляпу организатора.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методики «Шесть шляп мышления» при проведении педагогических советов

«Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу.

Шесть шляп мышления Эдварда де Боно

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эф.

Доклад на тему: Метод Эдварда де Бано «Шесть шляп мышления»

Назначение методаПрименяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.Цель методаНаучить людей .

Презентация на тему: Развитие мышления по методике Эдварда де Бано «Шесть шляп мышления»

1.Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более э.

Презентация «Шесть шляп мышления»

Презентация о методе активизации мышления.

Развитие мышления по методике Э.де Боно _Шесть шляп мышления_

Презентация «Шляпы мышления&quot.

Развитие мышления по методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

laquo;В способности думать заключена основачеловеческой деятельности»Э. де Боно.

Развиваем мышление. Техника «6 шляп».

Развиваем мышление. Техника «6 шляп».

Учимся правильно мыслить

Представьте себе рабочее совещание, на котором обсуждаются разные способы решения новой, комплексной задачи. Скорее всего, вы представили дискуссию, в которой каждый отстаивает свою точку зрения.

Эдвард де Боно — британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления, отмечал, что в полемике зачастую побеждает мнение, которое успешнее отстаивается, а не то, которое максимально учитывает все аспекты ситуации и интересы команды. В своей книге «Шесть шляп мышления» (англ. «The Six Thinking Hats») он описал технику, основанную на разделении процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. При таком подходе разные мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются. В результате получается очень эффективный способ организации мышления и решения творческих задач.

Образно применение техники шести шляп можно представить как рисование разноцветными карандашами. Полная картина получается лишь когда используешь всю гамму цветов. Так и в случае с методом де Боно – полное видение ситуации наступает после того, как были поочерёдно «надеты» все шесть шляп.

Белая шляпа мышления — это нейтральное и объективное рассмотрение фактов и цифр, запрос информации в чистом виде, без оценок и интерпретаций. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении количественных данных. Пытаемся понять, что известно, а какой информации недостаёт.

Красная шляпа позволяет проявить интуицию и эмоции, не обязывая обосновывать или объяснять их. Интуитивные догадки и ощущения, основанные на опыте, вкусе, эстетическом чувстве, бывают важны не меньше, чем цифры и факты. Все успешные ученые, успешные предприниматели и успешные руководители обладают способностью «чувствовать» ситуацию. Полезно еще раз надеть красную шляпу на завершающей стадии обсуждения: нравится ли эта идея настолько, чтобы продолжать с ней работать? Достаточно ли у команды энтузиазма, чтобы воплотить в жизнь принятое решение?

Черная шляпа – шляпа пессимиста, надевая ее, мы отвечаем на вопрос «Почему это не будет работать?». Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков и трудностей. Но поскольку все эмоции уже были высказаны, когда была надета красная шляпа, для черной остаются только логически обоснованные отрицательные доводы. Надо сказать, что большинство из нас очень легко чувствуют себя в черной шляпе, это привычный нам способ мышления.

Желтая шляпа является противоположностью черной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Надеваем желтую шляпу и выделяем сильные стороны и преимущества каждого решения. Ценность и выгода не всегда бывают очевидны. Так работают предприниматели: они видят ценность там, где другие ее еще не заметили. Желтая шляпа – это шляпа конструктивного мышления и повышения эффективности: дорабатывайте, развивайте, модифицируйте имеющиеся предложения, чтобы увеличить их привлекательность. Еще одна функция желтой шляпы — исследовать позитивный эквивалент риска, который мы называем возможностью. Сформулируйте и оцените максимально возможную пользу от идеи. Если выгода невелика даже при осуществлении наилучшего сценария, значит, такая идея не стоит того, чтобы быть реализованной.

Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Привыкнув решать школьные задачи, мы обычно перестаем думать, как только находим решение. Однако реальная жизнь отличается от школьных задач. Обычно существует не один, а много ответов. Некоторые решения подходят больше, чем другие: они более надежны, более реальны или требуют меньших затрат. Нет никаких причин полагать, что первый найденный нами ответ лучше других возможных. Когда мы рассматриваем альтернативы и ищем другие решения, мы можем выбрать самое лучшее из них. Для генерации новых идей используйте мозговые штурмы и другие инструменты активизации творческого мышления. Зеленая шляпа дает нам время и возможность проявить свой творческий потенциал.

Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Она служит для определения проблем и постановки вопросов. Это шляпа управления процессом обсуждения – ее «носит» организатор: ставит цели в начале и подводит итог работы в конце, даёт слово каждому, следит за соблюдением регламента, ведет список найденных альтернативных решений, пресекает споры. Он определяет, в какой момент нужно надеть ту или иную шляпу, чтобы сфокусировать обсуждение.

Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. В каждую минуту в нашем сознании теснятся сомнения и переживания, логические построения и творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о минувшем. Техника «6 шляп» делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.

По материалам книги Э. де Боно «Шесть шляп мышления»

Шаг 6. Метод шести шляп: учимся переключать мышление в различные режимы

Шаг 6. Метод шести шляп: учимся переключать мышление в различные режимы

Очень жаль, но в магазине вы не купите шляпу, предназначенную регулярно дарить вам гениальные идеи. Это очень серьезное упущение нашей промышленности.

Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления

Шесть шляп – шесть режимов мышления

Даже когда у вас уже есть идеи и представления о путях их достижения, на вашем пути возникает серьезнейшее препятствие – путаница в голове, происходящая от того, что человеческое сознание обычно пытается работать во всех режимах сразу: одновременно логически мыслить и эмоционально переживать, надеяться на лучшее и ожидать худшего, делать выводы и подгонять под них обоснования, отстаивать свою правоту и сомневаться в себе…

Эдвард де Боно предлагает разложить весь процесс мышления по полочкам, используя метод шести шляп. При чем тут шляпы? Дело в том, что в английском языке есть устойчивые идиоматические выражения, связывающие понятие мышления со шляпами, например, такое, которое на русский язык можно перевести приблизительно как «Наденем мыслительные шляпы». К тому же шляпа, точнее, головной убор вообще, очень часто является своего рода знаком, сигналом о том, чем человек занят, указывает на его роль, функцию: полицейский надевает фуражку, повар свой колпак, а няня свой чепец, и всем ясно, в чем состоят их обязанности.

Конечно, шляпы – это только образ, условность, и чтобы научиться грамотно мыслить, надевать реальные шляпы вовсе не обязательно. Но чтобы дисциплинировать свой ум, научиться не смешивать разные режимы мышления, а последовательно переходить от одного к другому, очень полезно представлять себе, что вы действительно меняете шляпы, снимая одну и надевая другую.

Метод шести шляп поможет вам выбраться из сумятицы мыслей и чувств для того, чтобы объективно оценить все плюсы и минусы ваших идей, и все реальные пути их достижения. Этот метод просто необходим для того, чтобы картина ваших планов предстала перед вами не в туманной дымке неопределенности, а вырисовалась ясно и четко.

Этот метод идеально подходит тогда, когда решение требуется принять коллективно. В этом случае не избежать столкновения разных мнений, эмоций, убеждений и амбиций. Очень часто на разного рода совещаниях вспыхивают споры, в результате которых отнюдь не рождается истина. Практика показывает, что применение метода шести шляп позволяет избежать ненужных дискуссий, и к тому же сократить длительные многочасовые совещания буквально до 15–20 минут.

Но метод шести шляп вполне можно использовать и в одиночку – это способствует упорядочиванию хода мыслей и разрешению многих вопросов, которые иначе разрешить невозможно.

Итак, у вас есть цель и желание ее достичь. В связи с этим в вашей голове теснятся:

• факты, разнообразная информация;

• эмоции и переживания;

• сомнения, мысли о том, что ничего не получится;

• надежды на то, что все будет хорошо;

• творческие идеи и нестандартные подходы;

• мысли о необходимости составить четкую программу действий.

При обыденном мышлении мы пытаемся переварить все это одновременно. Но ничего хорошего из этого не получается. Эмоции мешают трезво оценить факты, негативные ожидания заглушают надежды на лучшее, творческий подход не совмещается с четким планированием. Из-за такой запутанности мыслей и бессистемного подхода многие, даже прекрасные идеи, умирают, так и не добравшись до стадии осуществления.

Эдвард де Боно предлагает разложить все эти разнонаправленные процессы по полочкам. В связи с чем выделяет шесть режимов мышления, которые предлагает соотносить с шестью шляпами разных цветов.

• Белая шляпа – бесстрастный обзор фактов, выявление имеющейся и недостающей информации.

• Красная шляпа – эмоции, как положительные, так и отрицательные.

• Черная шляпа – негативные ожидания, трезвая оценка возможности неудачи, всех опасностей и препятствий.

• Желтая шляпа – позитивные ожидания, трезвая оценка всех положительных моментов и путей, ведущих к удаче.

• Зеленая шляпа – творческие решения, нестандартные идеи.

• Синяя шляпа – четкое планирование и направление мысли в нужное русло.

Менять шляпы – это все равно что менять роли, немного отстраняться от самого себя и смотреть на вещи строго с определенной позиции. Так, надевая белую шляпу, вы знаете, что не вправе давать волю эмоциям. А надевая красную шляпу, можете забыть о фактах и выразить все ваши тревоги, беспокойства, или, напротив, радость и эйфорию. Таким образом вы действуете по правилу: всему свой черед, всему свое время. Не происходит ненужной путаницы, и вместе с тем вы даете возможность хорошо отработать своему разуму во всех режимах мышления, не игнорируя ни один. В итоге у вас вырабатывается всесторонний взгляд на вашу задачу, и вы четко знаете, чего вам ждать от каждого шага к ее решению.

«Основная ограниченность нашего мышления, как это ни покажется парадоксальным, обусловлена обеспечением защиты нашего “Я” от всяческих “столкновений” с действительностью, что приводит нас в практической жизни ко множеству ошибок и заблуждений. Оберегая свою целостность, наш ум часто склонен принимать новое за “неправильное”. Благодаря использованию шляп мышления перед нами открывается возможность обменяться мнениями о таких вещах, о которых мы не могли бы и позволить себе “помыслить вслух” без этого спасительного головного убора. Шляпа мышления сродни костюму паяца, надев который мы получаем право паясничать от души».

Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления

Итак, надевайте поочередно каждую шляпу – и приближайте вашу цель! И не забывайте, что это игра. А в игре вы можете позволить себе быть смелым, решительным, не бояться ошибок, высказывать самые неожиданные суждения, смеяться и плакать, не опасаясь чьих-то оценок. Каждая шляпа символизирует не только определенный режим мышления, но еще и определенный образ – в который вам предстоит войти, как это делает ребенок в игре или актер на сцене.

Рассмотрим отдельно каждую шляпу и присущие ей атрибуты.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Режимы подкрепления

Режимы подкрепления Еще один важный аспект оперантного обусловливания – идея о режимах подкрепления. Частота и момент выдачи подкрепления весьма существенно влияют на интенсивность закрепления нужного поведения и быстроту реакции; причем может использоваться

Тоталитарные режимы

Тоталитарные режимы Коммунистов стараются обвинить во всех грехах, в том числе и в тоталитаризме. На самом деле капиталистов пугает в коммунизме не тоталитаризм, а совсем другое. В мире было известно много тоталитарных режимов. Некоторые из них были установлены с

Интуитивное и логическое как режимы функционирования когнитивной системы

Интуитивное и логическое как режимы функционирования когнитивной системы В своем движении Пономарев не остановился на модели интуитивного и логического знания. Он пошел дальше и установил феномен интуитивного и логического режимов функционирования когнитивной

Режимы творческого мышления, ассоциативная сеть и распределенное внимание

Режимы творческого мышления, ассоциативная сеть и распределенное внимание Идеи механизмов, которые могут быть сопоставлены с интуитивным полюсом мышления, в современной психологии восходят к работам С. Медника. В начале 1960-х годов он предположил, что индивидуальные

Метод шести мыслительных шляп

Метод шести мыслительных шляп . Где найти время для творческого мышления?Как можно попросить человека совершить творческое усилие?Как сделать безнадежного скептика оптимистом?Как обратить внимание людей на преимущества идеи?Как выразить интуитивные чувства и

ШЕСТЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ШЛЯП

ШЕСТЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ШЛЯП Я сознательно не касался метода шести шляп, потому что он является скорее каркасом, основой для мышления в целом в рамках целого коллектива. Мы редко применяем его как узкий инструмент творческого мышления. Зеленая шляпа обращается

ШЕСТЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ШЛЯП

ШЕСТЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ШЛЯП Каждому из шести фундаментальных режимов мыслительного поведения присваивается шляпа определенного цвета. Таким образом, можно по своему усмотрению в нужный момент переключать мышление с одного режима на другой. Ограничивая критическое

ШЕСТЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ШЛЯП

ШЕСТЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ШЛЯП Это очень простая и эффективная методика, которую можно использовать в школах и различных учреждениях. Существует множество причин, почему эта методика была так широко принята.1. Она является альтернативой традиционной западной дискуссии, где

В мире шляп – в потоке мыслей

В мире шляп – в потоке мыслей Можно ли повысить результативность своего мышления?В январе 1985 года журнал «Таймс» назвал Человеком года Питера Юберроута, благодаря которому Олимпийские игры в Лос-Анджелесе прошли с колоссальным успехом. Как правило, проведение

Глава 6 НАЗНАЧЕНИЕ ШЕСТИ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ

Глава 6 НАЗНАЧЕНИЕ ШЕСТИ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ «…и как нам быть – надеть их или воздержаться?» Первое достоинство шести шляп мышления заключается в том, что нам предоставляется реальная возможность сыграть чью-то роль. Основная ограниченность нашего мышления, как это ни

Часть заключительная и все обобщающая МЕТОД ШЕСТИ МЫСЛЕВАРИТЕЛЬНЫХ ШЛЯП

Часть заключительная и все обобщающая МЕТОД ШЕСТИ МЫСЛЕВАРИТЕЛЬНЫХ ШЛЯП Цель метода шести шляп – разложить наше мышление на составные части, выделить в нем шесть основных типов, предоставляя тем самым человеку возможность в каждый конкретный момент времени обращаться

Режимы подкрепления

Режимы подкрепления Бытует неправильный взгляд, что если вы начали вырабатывать поведение с помощью положительного подкрепления, то должны продолжать его применение на протяжении всей дельнейшей жизни субъекта, если этого не будет, то поведение исчезнет. Это неверно:

Приложение Б Вопросы для диагностики шести источников влияния Модель шести источников влияния

Приложение Б Вопросы для диагностики шести источников влияния Модель шести источников влияния Описанная нами модель помогает расширить ваш взгляд на причины поступков людей. Приняв во внимание все шесть источников влияния, мы можем выйти за рамки традиционного

Упражнение 1 Научитесь переключать внимание с себя на других

Упражнение 1 Научитесь переключать внимание с себя на других Это упражнение выполняется в два этапа, на каждый из которых потребуется, возможно, не один день. Приступайте ко второму этапу тогда, когда уже достаточно будете справляться с заданием первого – то есть когда вы

Я свободна и сама вправе решать, кем завтра проснуться

Потертые ветхие джинсы, растянутая майка, волосы собранные в небрежный пучок — это я за пять тысяч километров от собственного дома. Нет, я не планирую в таком виде выносить мусор, в то время, когда на улице безопасно стемнеет. Я иду на встречу с втором. Я еду на встречу с втором в центр огромного мегаполиса, что населяют 12 миллионов человек.

Мне предстоит долгая дорога. Я не перебегу несколько остановок, иногда скрываясь в кустах. Я вызову такси, позже выйду на станции метро, поднимусь на скайтрейн и проеду на нем мин. двадцать-тридцать.

Затем выйду, еще пара кварталов пройдусь пешком и наконец-то доберусь до нужного поинта.

Мой дорогой друг весьма ожидает меня. Сейчас он устраивает вечеринку. И я в его доме сейчас вишенка на торте.

— Здравствуй, как добралась? — кидается ко мне с объятиями приятель. Мы обмениваемся приветственными поцелуями, и он проводит меня в гостиную, наполненную людьми.

— Эй, гайз, это моя подруга Анна. Она из Украины. Кстати, Анна — сценарист, — мой дорогой друг смело подталкивает меня в центр помещения.

Я неуверенно топчусь на месте, в ожидании шквала вопросов: о боже, она сценарист, что ты пишешь, ты написала хоть один блокбастер, кто тебя снимает, а где возможно взглянуть твои фильмы, а какое количество тебя платят и без того потом. Воображаю, как я необычно радовалась, в то время, когда кроме того через пара мин. таких вопросов… не последовало. Мое лицо отяжелело, как на фотографии на паспорт.

Я встряхнулась и развернулась на пятках.

— Здравствуй, Анна, а ты на долгое время к нам? А где ты была до этого? Крутой у тебя браслет, это откуда? — это все, что интересовало этих людей.

Воображаете? Возможно, нет. А я вот воображаю.

Мы несчастные и робкие в себе из-за взятых в юные годы установок

Вот уже пара лет по полгода я живу не дома. И такая жизнь дала мне самое основное — внутреннюю свободу. Лишь за рубежом мне плевать, как я выгляжу, что на мне надето, причесана я либо нет. Лишь за рубежом, воображаете?

По причине того, что тут у меня имеется самое основное — эта чертова внутренняя свобода.

Лишь в том месте, не на родине, я осознала, что стесняться себя — это первый показатель предательства. Это самый главный показатель предательства. Тщедушного для того чтобы, исподтишка. В то время, когда вы начинаете стесняться себя, знайте, сейчас в вас навзрыд плачет малышка, закрыв лицо руками. Вы предаете эту малышку, вы на данный момент публично отказываетесь от нее: нет-нет, я не знаю, кто это, кто-нибудь, заберите этого ребенка.

А данный ребенок, понимаете, вы сами.

Мы частенько скрываем то, кем мы имеется. Намерено не видимся со ветхими приятелями, не ходим на одноклассников и встречи однокурсников. По причине того, что опасаемся рассказать о собственном провале. Не желаем, дабы они знали, что мы в действительности ничего не добились. Мы стареем, толстеем, отечественные дети не такие крутые, как нам хотелось бы.

Да и мы сами — не то, дабы неудачники, но и гордиться особо нечем. В компании таких же, как мы, нам комфортно. Но с чужими либо с теми, кто когда-то ставил на отечественное крутое будущее, мы зажимаемся и опасаемся, что кто-то заговорит с нами.

Самая основная сокровище в жизни — это внутренняя свобода. Это состояние «забить, а мне так нравится!»

Из-за чего так? Все весьма легко. У нас нет внутренней свободы.

В нас нет состояния «забить, я живу, так, как я желаю, и мне забить!» Такое состояние и имеется самая основная сокровище. По причине того, что это и имеется квинтэссенция счастья. Более того, это и имеется сама жизнь.

Кто виноват, что мы его не испытываем? Установки. Еще в юные годы нам дают установки на будущее. Дорогая, ты у нас такая умненькая, ты в обязательном порядке обязана поступить в университет, — говорят нам родители и гладят по белокурой головке. И тебе бы тогда сообщить: понимаете, что, а давайте я сама буду решать, что мне делать через десятилетие, окей? Нет, ты этого не говоришь. Ты послушно радуешься и машешь головой: конечно-конечно-конечно, мамочка, я сделаю так, как ты говоришь, поскольку ты же лучше знаешь.

И сейчас, хап, ты словила первую установку. Закрой рот, двигаемся дальше.

Ты такая крутая, ты в обязательном порядке обязана попасть на его студию, в противном случае все — финиш карьере! — говорят тебе твои приятели. Приобретай новую установку. Ты из кожи вон лезешь лишь бы пробиться на собеседование. А на нем приложив все возможные усилия стараешься понравиться потенциальному боссу. И да, ты ему нравишься.

И он берет тебя насвой проект. И ты радостна. Радостна? Да не очень. По причине того, что в гробу ты видела эту архитектуру. Тебе она не нравится. Но ты следуешь установке. Ты не можешь развернуть назад.

По причине того, что, все — финиш карьере. Исходя из этого ты обязана тащить это до конца. Вычисляй, что твоя респектабельная работа — это пропуск на встречу одноклассников, это билет в первый ряд на домашних посиделках, это надежда, что дед оставит тебе в наследство «Жигули».

Установки — это основная обстоятельство, в результате которой мы несчастны. Они-то и внушают нам, что верно, а что нет, что прекрасно, а что не хорошо, чем возможно гордиться, а что лучше скрывать. Из-за них мы предаем себя. Предаем себя, в то время, когда ходим на нелюбимую работу, лишь дабы не расстроить своих родителей. Предаем себя, в то время, когда скрываем, что не оправдали чьих-то надежд.

Не собственных надежд, чужих.

Лишь за пять тысяч километров от дома я раскрываюсь. Лишь тут меня наполняет внутренняя свобода. Лишь тут мне не нужно казаться и делать вид. Я такая, какая имеется, и точка. По причине того, что тут меня окружают такие же свободные люди.

Кого-то выгнали из университета. Кто-то развозит пиццу, не смотря на то, что сам уже давно не курьерского возраста. Кто-то трудится почтальоном, а кто-то официантом. Это не компания лузеров. Это компания свободных людей. И им плевать, что я сценарист в растянутой майке. Им увлекательна я сама.

И мы смеемся, обсуждаем книги Салмна Рушди и сериал «Юный Отец». Нам Примечательно, что мы живем на одной волне, что мы смеемся над одними шутками и планируем пойти на один спектакль. Нам весьма интересно совместно и всеравно на должности и денежное состояние.

Нам весьма интересно между собой, по причине того, что мы на данный момент не предаем себя. Ни один из этих людей, каковые сидят наоборот меня не предает себя. И в этом их сила. А ты попытайся так пожить, попытайся.

Попытайся жить открыто и наотмашь. Да, я официантка, и что? Но кто-то же обязан приносить вам ваш гребаный кофе без сахара.

И да, на данный момент я официантка, но кто знает, кем мне захочется быть на следующий день. Я свободна и сама вправе решать, кем проснуться.

Случайные статьи:
  • Шесть шляп мышления: учимся подходить правильно к любому вопросу
  • Лиз бурбо: новый взгляд на душевное и физическое здоровье женщины

Как Легко Проснуться Утром?//HelloPolly

Подборка похожих статей:

Перед тем как приступить к созданию лендинга либо написанию бизнес-замысла, задайте себе один несложный вопрос: ваша компания оказывает помощь решать…

В ноябре 1991 года у трехлетней девочки диагностировали лейкемию, и шансы на выживание составляли не более 30%. Ей был прописан долгий список…

Филипп Симановский Аналитик, Москва Брендинг не будет действенным, если не учитывать различия сегодняшних поколений клиентов. Подробнее – в материале…

Ольга Леонтьева председатель совета директоров, Сталинград Время легких доходов в сети закончилось. в первых рядах тяжёлые времена. Кто их не переживет,…

Теория шести шляп Эдварда де Боно

Часто решение проблем, особенно нетипичных, связывают с умением нестандартно мыслить и креативно подходить к ситуации. Но существует ли формула креатива? Можно ли научиться нестандартному мышлению? Вполне. Есть ряд методов, которые можно освоить. Одним из таких поделился с нами британский психолог и эксперт в области творческого мышления Эдвард де Боно в своей книге «Шесть шляп мышления» («Six Thinking Hats»).

Книга появилась в 1985 году, а сама теория считается достаточно свежей и молодой по сравнению с другими «теориями креативности». Возможно, поскольку она самая актуальная, именно с ее изучения стоит начать осваивать креативное мышление? Тогда мы на верном пути!

Суть и применение «теории шляп»

Теория представлена как метод работы с творческими задач и управления конфликтами. Она подходит для персональной и коллективной работы, завоевала огромную популярность благодаря простоте и универсальности, однако сумела привлечь как поклонников, так и критиков.

Начнем с автора. Эдвард в студенческие годы изучал медицину, физиологию и психологию, что объясняет его более широкий, чем привычно встречать, подход к вещам, решениям, теориям. Он всегда отличался стремлением разобраться в исследуемом предмете со всех сторон и с точки зрения разных дисциплин. Благодаря стыку дисциплин, собственно, и была рождена теория шести шляп. Сегодня она активно используется как один из самых популярных способов использования метода мозгового штурма.

В основу «6 шляп» легло убеждение автора, что в процессе жизни мышление человека становится довольно однобоким, стереотипным. Это естественно: мы живем в одной и той же социальной среде, в которой принято определенное образование и воспитание на основе одних и тех же ценностей для всех, кто нас окружает. Представления о логике, морали, этические соображения у всего окружающего нас общества примерно одинаково.

В таких условиях мы привыкаем мыслить и действовать шаблонно, не используя на полную силу наши мыслительные способности. Помимо стереотипов, на мыслительные процессы влияет также настроение, интуиция, текущие эмоции. Поэтому чтобы «оживить» наши мыслительные процессы, необходимо нарушить привычное состояние мышления, и попробовать принимать решение иначе, чем обычно.

Суть приема предельно проста: давайте рассмотрим вопрос с разных ракурсов. Что может быть проще? Но оказывается, «примерить» на себя шляпы непросто – это противоестественно для нашей системы мышления, поэтому приему нужно сначала обучиться.

Метод шести шляп представляет собой психологическую ролевую игру. В ней используются шляпы. Шесть шляп – шесть цветов. Надеваем шляпу – включаем соответствующий режим мышления. Только побывав в разных шляпах человек может составить объемную картину обсуждаемого предмета и обеспечить себе развитие нестандартного мышления.

Это помогает руководителю решить конфликты, оратору – успешно донести мысль до слушателя. Умение под разными углами увидеть один и тот же предмет – полезно для принятия решений, а само упражнение развивает внимательность. К тому же метод универсален – его можно применять в любой сфере, где необходимо применить мыслительную деятельность.

Если вы заглянете в каталог бизнес тренингов, заметите, сколько разных навыков можно приобрести путем тренировок. Навык мыслить, пользуясь шестью шляпами – тоже один из тех, которые можно освоить тренировками для повышения собственной эффективности.

Как использовать метод 6 шляп

Если вы понаблюдаете за ходом принятия любых решений, то заметите, что решения принимаются в полемике. Кроме того, в битве мнений побеждает то, которое красноречивее отстаивалось, затронуло интересы максимального количества участников и нашло для них дополнительные плюсы.

Э. де Боно предложил пойти по другому пути – использовать параллельное мышление. Суть метода не в борьбе идей, а в их единстве: решение проблем по методу 6 шляп – это не столкновение идей и выбор самой сильной, а их сосуществование, при котором оценка дается им независимо, без учета существования альтернатив.

Технику шести шляп можно представить в виде рисунка разноцветными карандашами – нет необходимости выбирать только один цвет, все они участвуют в создании полной картины. Так работает и метод де Боно: полная картина образуется только после того, как одну за другой надеть каждую из шести шляп. Такое мышление называется лотеральным.

Шесть шляп

Белая шляпа. Надевая ее, мы сосредотачиваем свое внимание на данных, которыми располагаем. Достаточно ли информации, какой не хватает. Можно ли ее добыть, где, как, какими ресурсами. Надев белую шляпу, мы задумываемся о том, как максимально эффективно использовать информацию, которой мы уже располагаем.

Белая шляпа посвящена ретроспективному методу познания. Его обычно используют для выявления причинно-следственных связей, закономерностей.

Красная шляпа. Надев красную шляпу, прислушиваемся к чувствам и интуиции. Многие называют это «внутренним голосом». Прислушайтесь, что он вам подсказывает? Интуитивные соображения так же важны для принятия решений, как реальные данные. Рассматриваемый вопрос или проблема так или иначе вызывают эмоции и определенное отношение. Вопрос будет рассмотрен неполно, если не учесть его с точки зрения эмоционального фона, который он вызывает.

Если речь идет о коллективном обсуждении, попытайтесь объяснить мнение людей с точки зрения человеческих чувств, понять, что движет людьми, которые предлагают то или иное решение. Важным условием такого обсуждения будет открытость и искренность участников обсуждения.

Чёрная шляпа. Эта шляпа должна превратить вас в пессимиста. Решайте вопрос в русле критицизма. Любое решение подвергайте сомнениям, рассматривайте риски и опасности, учитывайте каждую возможную трудную и тупиковую ситуацию на пути, в каждой идее находите слабые места, в каждом вопросе подвох.

Многим позитивно настроенным людям, успешным руководителям будет непривычно и даже неуютно в такой шляпе, но именно такие люди и грешат недостаточным учетом возможных сложностей.

Жёлтая шляпа. В ней куда приятнее, потому что она посвящена оптимизму и позитивному взгляду на вещи. Она поможет выделить в предмете обсуждения сильные стороны, в каждом решении преимущества. Даже в самых мрачных вариантах можно найти положительные моменты, если вы в желтой шляпе.

Зелёная шляпа превращает вас в творческую натуру. Все варианты можно рассмотреть с точки зрения необычного подхода, рассмотреть, как художник, найти творческое применение. Не нужно давать оценок, только рассмотреть под углом творчества.

Синяя шляпа не требует решений. Это шляпа руководителя. Он ставит цели на старте проектов и сверяет реализацию с начально установленными целями. Он может трезво оценить рассматриваемый вопрос в разрезе соответствия концепции и целям.

Примеры использования «шести шляп»

Рассмотрим применение метода на живых примерах.

Ситуация. Строительная компания решила построить новое офисное здание. Решение под сомнением, поэтому проводится обсуждение.

Поставив задачу убедиться в успехе решения строить здание, участники договорились использовать популярный метод решения проблем – примерять «шляпы де Боно», одну за другой.

Примерили белую шляпу и провели анализ рынка. В рамках «белой шляпы» были изучены отчеты, экономические прогнозы, определены тенденции. В результате участники решили, что на рынке сейчас происходит снижение количества пустующих офисных помещений – все больше компаний ищут аренду помещений под офис. Логика – «за» строительство.

Надев красную шляпу, участники выразили сомнение в уместности предложенного дизайна, посчитав его некрасивым. Сомнению подвергли и тенденцию на спрос в помещениях под офисы.

Черная шляпа заставила обратить внимание на то, что придется делать, если все-таки прогнозы не оправдаются. Примерка черной шляпы также заставила просчитать убытки в случае циклического спада от отсутствия заказов по аренде.

Желтая шляпа помогла внимательно рассмотреть прогнозы и прийти к выводу, что вероятность негативных прогнозов минимальна, поскольку прогнозы основаны на реальных макроэкономических показателях. Что касается дизайна здания – то его можно изменить таким образом, чтобы он оказался привлекательным для максимального количества потенциальных клиентов.

Зеленая шляпа снабдила участников идеями по поводу дизайна, архитектуры, деталей. Фантазия привела группу к идее построить несколько этажей, дополнить концепцию этажами повышенного комфорта и особыми решениями для VIP-арендаторов.

В ходе обсуждения председатель, которому досталась синяя шляпа, следил, чтобы фантазии не вышли за пределы бюджета, чтобы идеи не подвергались критике, не допускал переключения между шляпами.

Вот как работает теория шляп на практике. Это условный пример, но реальные компании многократно использовали этот метод. Он упрощает решение проблем, помогает обсуждать идеи. Например, австралийская компания, которая занимается одеждой для плавания «Speedo» с помощью шляп принимала решение о проблеме дизайна плавательных костюмов, которые снижали скорость пловца.

Плюсы и минусы метода

Метод помогает избавиться от главной проблемы мышления – смешение. Спокойное рассмотрение вопроса с помощью только одного режима помогает сфокусироваться на разных аспектах одного и того же предмета. Метод учит концентрироваться на одном деле в определенное время. Каждая шляпа задает тот или иной образ мышления, что дается не очень легко.

Чтобы упростить задачу, компании при обсуждении используют не некую виртуальную шляпу, а приносят на совещание реальный физический предмет, который можно передать другому, надеть.

Чтобы оценить эффект метода шляп, вспомним, что по статистике 90% ошибок в мышлении связаны с ошибками восприятия. Логические ошибки, за которыми обычно следят более пристально, на самом деле встречаются намного реже.

Метод шляп развивает мышление. Такой пример. Попросите человека просто подумать о чем-то. Человек придет в растерянность. А если надеть ему одну из шляп и объяснить, в каком режиме нужно думать, задача для него станет куда более понятной. Метод словно разделяет потоки мышления, которые обычно смешиваются, «перебивая» друг друга.

Еще одним положительным моментом применения метода является возможность оценить ситуацию с помощью органов чувств. Обычно мы не позволяем себе мыслить чувствами, стремясь сосредоточиться на логике.

Недостатками метода является то, что его нужно применять дозировано, поскольку это определенное психологическое напряжение. К недостаткам можно отнести также то, что применять его могут только люди с развитым воображением, которое многим нужно предварительно тренировать. Команда ManGO! Games приглашает посетить каталог бизнес тренингов или заказать обратный звонок, чтобы подобрать обучающую программу, которая поможет развить и закрепить все необходимые для эффективной работы навыки и способности.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Что (не) нужно делать, чтобы осчастливить вашего мужчину
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector