5 аргументов «за» чтение художественной литературы - Свадебный портал
74nika.ru

Свадебный портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

5 аргументов «за» чтение художественной литературы

5 аргументов «за» чтение художественной литературы

1. Творческие способности

Чтение – это идеальная гимнастика для ума. Художественная литература наряду с авторским замыслом оставляет нам огромное поле для осмысления, воображения, додумывания и анализа. Мы сами себе прокручиваем кино, снятое по сюжету книги. От нас зависит,какими голосами говорят персонажи, какие запахи их окружают, краски и прочие детали. Наша фантазия соединяет текст книги с картинками в нашем воображении, и это уникальная возможность для нашего творческого потенциала.

2. Эмоциональность

Художественная литература способствует развитию в нас эмпатии – способности сопереживать и сочувствовать, ставить себя на место других. Вникая в вымышленный сюжет, читатель проникается эмоциями любого персонажа, ощущая за него все чувства и переживания. Нет никаких ограничений реальными фактами и общественными нормами, мы пребываем на арене вымышленных эмоций, где совершенно свободны в своих действиях и симпатиях. Читатель развивает коммуникативные навыки, представляя себя в роли того или иного героя, который взаимодействует с другими персонажами. Мы чувствуем себя участниками одного большого замысла и чье-то жизненной истории, примеряя маски и образы разных людей. Это наполняет нас палитрой эмоций и чувств, которые, возможно, недоступны для нас в реальной жизни.

3. Грамотность

Чтение имеет огромную практическую пользу, помогая нам развивать речь, увеличивая словарный запас, обогащая наши знания. Мы подсознательно усваиваем грамматику, лучше выражаем потом свои мысли. Авторы художественных произведений используют совершенно иные слова и обороты, что делает их произведения более яркими и «вкусными». Невольно мы перенимаем эти языковые конструкции и стиль, применяя потом на практике.

4. Культура

Читая художественную литературу, мы приобщаемся к искусству, потому что каждое произведение – это как картина, рассказывающая свою историю. Мы повышаем свою культура через знакомство с различными эпохами, историческими фактами, иными культурами, традициями и мировоззрением. Читатель художественной литературы приобщается к части культурного богатства всего человечества, наслаждаясь неосязаемой красотой каждого произведения.

5. Тренировка мозга

Чтобы разобраться в сюжетной линии и взаимосвязях многочисленных персонажей, читателю необходима твердая логика и память. Эти навыки он приобретает в процессе чтения. Художественная литература тренирует наш мозг, продлевая ему жизни и здоровье. Доказано, что те, кто часто читает, в преклонном возрасте намного реже подвергаются риску заболевания Альцгеймером, а это двойная польза, совмещенная с удовольствием.

Если вы хотите красиво говорить, творчески мыслить и многое помнить, сделайте чтение художественной литературы своим хобби, и вам никогда не будет скучно в вымышленном мире, где можно прожить не одну, а тысячи жизней литературных героев. Чтение – это благородная привычка, продлевающая жизнь мозга и наполняя вашу собственную жизнь эмоциями и красками.

6 аргументов лидерам, чтобы читать литературу

Литература — это искусство, использующее слова. Художественный текст отличается от повседневного письма настолько же, как полотно кисти Ван Гога от стены, покрашенной кистью из «Леруа Мерлен». Хоть лидерам в церкви и не нужно быть профессиональными художниками, но им стоит уметь правильно использовать язык, понимая его созидательность и силу. Вот шесть причин, зачем лидерам (да и всем остальным!) нужно читать книги.

1. Чтение книг расширяет возможности языка

В литературе слова используют не просто чтобы передать информацию, как, например, в письмах или инструкциях. Язык, используемый в книгах, отличается от того, которым пользуются в практической жизни, ведь он задействует слова не только в их буквальном смысле. В литературе торжествуют разные оттенки, взаимосвязи, символичность и великая сила слов.

Способность правильно использовать язык для своих целей важнее, чем простая передача информации. Каждый лидер должен стремиться развивать это в себе.

Для христианина этот навык подразумевает ещё и большую ответственность, ведь мы знаем, что дар языка исходит от Бога, — Который и Сам является Словом, и сотворил Вселенную посредством слова, — а также является одним из средств, которым люди отражают Его образ.

Пожалуй, нет лучшего способа осваивать и укрощать силу языка, чем через чтение книг.

2. Чтение книг тренирует критическое мышление

Главные составляющие критического мышления — это анализ, толкование и оценка. Чтение художественных текстов как раз помогает усваивать эти навыки. Вдобавок, способность делать выводы, полученная при чтении литературы, переносится и в реальную жизнь.

  • Анализ, то есть изучение частей одного целого, подобен осмотру всех деталей автомобильного двигателя, чтобы найти источник постороннего шума. В литературе анализ сфокусирован на символах, обстоятельствах, персонажах, структуре и средствах художественной выразительности.
  • Толкование — просто понимание смысла. Если сравнивать с автомобилем, это как послушать шум и понять, что именно он означает. А в литературе это значит выяснить основную мысль произведения или какого-то её элемента с помощью контекста.
  • Оценка — это определение ценности чего-то. Допустим, та самая деталь, из-за которой двигатель шумит, говорит о том, что автомобиль дешёвый. Определить ценность конкретного произведения непросто: о многих из них учёные с читателями спорят до сих пор. Но на книгах, прошедших испытание временем, стоит упражняться в критическом мышлении, чтобы начать их лучше понимать и ценить.

3. Чтение книг развивает сопереживание

Многочисленные когнитивные исследования показывают, что эмоциональный интеллект, эмпатия и социальное восприятие заметно улучшаются благодаря чтению художественной литературы. Исследователи связывают это с тем, что во время чтения мы используем воображение так же, как в реальных жизненных ситуациях.

Любители классической литературы, в отличие от тех, кто предпочитает «бульварное чтиво», применяют больше критического мышления, о котором говорилось выше. Классические художественные произведения требуют, чтобы читатели делали свои выводы, чувствовали каждый нюанс и эмоцию, сопереживали персонажам и выявляли различные точки зрения.

Такая практика одинаково влияет на нашу способность сопереживать другим как в вымышленных обстоятельствах, так и в реальных. В воображении мы повторяем ежедневные ритуалы реальной жизни: взаимодействуем с людьми и окружающим миром.

Настоящие лидеры осознают потребности людей, которым служат, а чтение художественной литературы развивает эту способность.

4. Чтение книг формирует восприятие жизни

Хорошие книги правильно сложены и сформированы, так что, в свою очередь, они могут формировать и нас. Все художественные произведения, особенно рассказы, развивают восприятие жизни и формируют наш круг общения, интересы.

Рассуждая о нравственном воспитании, свойственном рассказам, Маршал Грегори объясняет в своей книге:

Истории показывают нам такие аспекты бытия, как связь причин и следствий; неожиданные стечения обстоятельств; мотивы страсти, вины, амбиций и гордости; тревога ожидания последствий; поведение, которое созидает или разрушает наши отношения с людьми; наш внутренний эмоциональный покой; необходимые условия успеха или неудачи и так далее.

«Воспитанный историями: нравственная сила рассказа» (2009)

Так как литература — это искусство, воздействующее на нас силой слов, строчкой за строчкой она заставляет нас переживать всё, что мы испытываем в реальной жизни, будь то значимые события или мелочи.

Если автобус опаздывает, мы размышляем о возможном смысле и последствиях его опоздания, и эта рассказанная про себя история может усилить беспокойство или наоборот успокоить. Если коллега не поздоровался со мной в коридоре, я сам себе рассказываю объяснение этому и делаю в своём рассказе некоторые выводы.

Жизнь — это не только то, что с нами происходит, но и то, как мы это понимаем. Хорошие лидеры стремятся понимать жизнь правильно.

5. Чтение литературы расширяет кругозор

Умение решать проблемы и принимать решения сильно зависит от опыта, на который можно опереться, предугадывая возможное развитие событий.

Литература знакомит нас с людьми, местами, перспективами и принципами, выходящими далеко за рамки того, с чем даже самый опытный человек может столкнуться за всю свою жизнь. Клайв Льюис прекрасно заметил:

Читая великие книги, я становлюсь сразу тысячью людей и в то же время остаюсь собой. Подобно ночному небу в греческой поэме, я вижу бессчётным количеством глаз, но всё же не теряюсь и знаю, кто есть я. Так, и в поклонении, и в любви, и в нравственных поступках, и в познании, я превосхожу себя, но никогда не бываю более самим собой, чем в такие моменты.

«Эксперимент по критике» (1961)

Способность расширять свои границы — один из важнейших шагов в руководстве другими.

6. Чтение литературы воспитывает добродетели

Есть много способов руководить. Одни лидеры пользуются властью над людьми. Другие давят на страх своих подчинённых. Но лучшие лидеры, чьё влияние никогда не ослабеет, независимо от положения и должности, — это те, чьи добродетели служат примером для других.

Как я утверждаю в своей книге «Разборчивое чтение: поиск лучшей жизни через великие книги», чтение хорошей литературы развивает такие человеческие достоинства, как терпение, внимательность и усердие — те качества, которых всё сильнее не хватает в нашем мире суеты и необдуманных решений.

Развитие способности наслаждаться хорошей литературой — это не просто упражнение по формированию характера (хотя и это тоже), но и способ получать удовольствие от прекрасных произведений тех, кто подражали своему Творцу и стали «подтворцами», как выразился Джон Толкиен. Вообще стоит учиться наслаждаться и ценить хорошие вещи, особенно сейчас, когда столько ненужных, но легко доступных вещей борются за наше время и внимание.

Лучшее лидерство напоминает творческую, созидательную сущность Бога. Лучшие лидеры воспитывают созидательность в самих себе и в окружающих.

Карен Свалоу Приор — профессор английского языка в Университете Либерти и автор множества книг.

Почему нужно читать книги: аргументы из литературы

Чтение в жизни играет огромную роль. Книги помогают узнать что-то новое, поддержать беседу или блеснуть эрудицией в компании. Но сами писатели видят в литературе и неочевидные бонусы. Читающий человек редко чувствует себя одиноким, с помощью хорошей истории может быстро отвлечься от гнетущих мыслей, лучше понимает мир и окружающих его людей. Все эти примеры есть в книгах. Мы решили их вспомнить.

Избежать одиночества

Книга не только лучший подарок, но иногда и отличный друг. Во всяком случае, в компании литературных героев вы никогда не почувствуете себя одиноким. Холден Колфилд, трудный подросток из романа «Над пропастью во ржи», сложно сходится с людьми, зато читает взахлеб и мечтает пообщаться с писателями. Вот как литературный герой объясняет, почему нужно читать книги:

Читать еще:  7 самых вредных продуктов для нашего здоровья

«. увлекают меня такие книжки, что как их дочитаешь до конца — так сразу подумаешь: хорошо, если бы этот писатель стал твоим лучшим другом и чтоб с ним можно было поговорить по телефону, когда захочется. Но это редко бывает. Я бы с удовольствием позвонил этому Дайнсену, ну и, конечно, Рингу Ларднеру, только Д. Б. ска­зал, что он уже умер. А вот, например, такая книжка, как „Бремя страстей человеческих“ Сомерсета Моэма, — со­всем не то. Я бы скорее позвонил покойному Томасу Харди. Мне нравится его Юстасия Вэй»

-10% Над пропастью во ржи Дж. Д. Сэлинджер Мягкая обложка 253 ₽ 281 ₽ В корзину В корзину

Настоящих друзей и образованных собеседников книги заменяют не только Холдену, отдушину в них находит романтичная Татьяна Ларина , умница Гермиона Грейнджер и несгибаемая Флоренс Грин, героиня романа Пенелопы Фицджеральд.

Быстро избавляться от дурных мыслей

И это еще одна привилегия читающих людей. Хорошие истории действительно помогают избавиться от негатива и настроить себя на иной лад. Если вас одолела хандра, последуйте примеру Григория Печорина, который в ночь перед дуэлью читает роман Вальтера Скотта:

«Я помню, что в продолжение ночи, предшествовавшей поединку, я не спал ни минуты. Писать я не мог долго: тайное беспокойство мною овладело. С час я ходил по комнате; потом сел и открыл роман Вальтера Скотта, лежавший у меня на столе: то были „Шотландские пуритане“; я читал сначала с усилием, потом забылся, увлеченный волшебным вымыслом. Неужели шотландскому барду на том свете не платят за каждую отрадную минуту, которую дарит его книга. »

-10% Герой нашего времени. Поэмы. Стихотворения Михаил Лермонтов Твердый переплет 443 ₽ 492 ₽ В корзину В корзину

Еще раньше Лермонтова аргументы в пользу книг приводят герои Пушкина:

«. Бомарше
Говаривал мне: «Слушай, брат Сальери,
Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти „Женитьбу Фигаро“».

К распитию алкоголя мы вас не призываем, а вот бессмертной пьесы Бомарше часто бывает достаточно, чтобы развеяться.

Поверить в лучшее

Почти все положительные литературные герои в какой-то степени мечтатели, даже если их характер говорит об обратном. И это совсем неплохо, во всяком случае, они не теряют самообладание и веру в лучшее, даже если сталкиваются с непреодолимыми, казалось бы, ситуациями.

Многие сильные женские персонажи любят помечтать над книгами: Джейн Эйр в детстве обожала «Робинзона Крузо», Молли Гибсон из «Жен и дочерей» ждет нового романа Вальтера Скотта, а про Элизабет Беннет («Гордость и предубеждение») говорится, что «она много читает и не признает других удовольствий».

Джейн Эйр Шарлотта Бронте Твердый переплет 565 ₽

Найти цель в жизни

«Бороться, искать, найти и не сдаваться» — под таким девизом живет Саня Григорьев из знаменитого каверинского романа «Два капитана». У мальчика не было книг, и вместо сказок ему читали письма участников полярной экспедиции, что и определило его дальнейшую судьбу. Сегодня подобные письма можно прочесть в биографических сборниках, и для этого не нужно искать клад в виде сумки почтальона.

Вообще, книга может быть и самоцелью. Так, героиня Маркуса Зусака, Лизель Мемингер, рисковала свободой, спасая литературные произведения от уничтожения нацистами, а Флоренс Грин сделала книжный магазинчик главным делом жизни.

Книжный вор Маркус Зусак Твердый переплет 633 ₽ В корзину В корзину

Лучше узнать мир и людей

Ну и чуть-чуть занудства напоследок. Мы можем привести множество аргументов из литературы, почему нужно читать книги, но самой яркой иллюстрацией, пожалуй, станет мир без книг вовсе. В романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» люди потеряли связь не только с интеллектуальным прошлым цивилизации, но и друг с другом, так как их разум способен только на пустые, ничего не значащие разговоры.

«Всё, что вы ищете, Монтэг, существует в мире, но простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познаёт через книгу»

Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Польза чтения» (ЕГЭ по русскому языку)

В современном мире обесценивается значение чтения, люди забывают, в чём заключается его польза, поэтому данная тема поднимается в ЕГЭ по русскому языку, для сочинения которого необходимы аргументы из художественной литературы и жизни. Нравственная тематика используется в экзаменационных работах неслучайно, выпускникам необходимо уметь расставлять правильные жизненные приоритеты и выбирать нужные ценности. В мире, где телевидение и интернет вытеснили печатные книги, просто необходимо напоминать о пользе чтения.

  1. Проблема
  2. Отношение автора к проблеме
  3. Аргументы
  4. Эпитеты к слову «чтение»
  5. Синонимы к слову «чтение»
  6. Примеры из художественной литературы
  7. Примеры из жизни
  8. Народная мудрость
  9. Афоризмы

Проблема

В чём заключается польза чтения?

Отношение автора к проблеме

Зачем человеку нужно читать книги? В первую очередь, у читающих людей обширный словарный запас. Чтение делает нашу речь более красивой и даёт возможность выразить собственные мысли в наиболее полной форме. Следующая причина – это расширение кругозора. Чтение книг открывает человеку неизведанные горизонты, наполняет его жизнь новыми красками. Кроме того, чтение является лучшим мотивирующим средством для самореализации, а также раскрывает в человеке творческий потенциал.

Аргументы

  1. Читая, человек обретает мудрость предков.
  2. Читая, человек расширяется свой кругозор и пополняет запас знаний.
  3. Читать – увлекательно и интересно.
  4. Чтение – лучшая мотивация.
  5. Чтение развивает человеческое воображение.
  6. Читая книги, мы подаём хороший пример младшему поколению.
  7. Читая книги, человек становится более грамотным.
  8. В современном мире читательская активность значительно снизилась.
  9. В книгах можно найти ответы на интересующие вопросы.
  10. Учёными установлена прямая связь между чтением и благосостоянием человека.

Эпитеты к слову «чтение»

Внимательное, ознакомительное, вдумчивое, поверхностное, беглое, увлекательное, интеллектуальное, ограниченное, вдохновительное, мотивирующее, созидательное, спасительное, мыслительное, безграничное, беззаветное, истинное, благопристойное, беззаветное, уединённое, сокровенное, интересное, упоительное, обязательное, добровольное, результативное, бесполезное, серьёзное, ежедневное, неторопливое, профессиональное, выразительное, захватывающее, авторское, регулярное, публичное, углублённое, систематическое, медленное, детское, семейное, полезное, художественное, книжное, воскресное, домашнее, непрерывное, коллективное, литературное, вечернее, приятное, обдуманное, последовательное, интересное, совместное, ответственное, лёгкое, дополнительное, подходящее, правильное, духовное, хорошее, прекрасное, продолжительное, запойное, усердное, прилежное, поучительное, занимательное, назидательное, умелое, познавательное.

Синонимы к слову «чтение»

Прочитывание, литература, книга, прочтение, чтиво, декламация, проглядывание, перечитывание, зачитывание.

Примеры из художественной литературы

  1. Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».

22 письмо Д.С. Лихачёва называется «Любите читать!». Писатель говорит в нём о том, что человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность не только перед самим собой, а ещё и перед обществом, в котором он живёт. А основной способ интеллектуального саморазвития – это чтение. Главное – читать полезные книги, потому что чтение занимает очень много драгоценного времени, которое необходимо тратить обдуманно.

Для того чтобы чтение возымело ожидаемый эффект, нужно читать книги, которые интересуют читающего. Интерес можно изменить путём самовоспитания, если существует необходимость корректировки.

Основная опасность чтения состоит в различных методах скоростного чтения, которое лишь создаёт видимость знаний. Использовать подобный метод можно только в отдельных профессиях, опасаясь образования привычки, рассеивающей внимание. Наибольшее впечатление производят произведения литературы, которые читаются в спокойной обстановке, например на отдыхе или во время лёгкой болезни.

Чтение даёт людям наиболее обширный и глубокий жизненный опыт, делает человека истинно интеллигентным, развивает в нём чувство красоты и понимания жизни. Благодаря книгам читатель может оказаться в другой эпохе, среди другого народа, познать человеческую душу. Чтение способно сделать человека мудрым, если он будет вникать во все мелочи, потому что самое главное чаще всего кроется именно в незначительных подробностях. А такое чтение возможно только в том случае, если человек читает с удовольствием, а не потому, что просто надо прочесть произведение из школьной программы. Если по окончанию чтения, что-то остаётся непонятным, необходимо прочесть второй раз или даже третий. У человека должны быть любимые книги, к которым он будет неоднократно обращаться на протяжении всей жизни и делиться полученными знаниями с окружающими людьми.

Нужно читать неторопливо и с интересом, выбирая самостоятельно книги, не в зависимости от того, что модно или нужно для учебы. Телевизор вытесняет книги только потому, что отвлекает от забот и сам диктует, что смотреть. Д.С. Лихачёв не запрещает в своём письме смотреть телевизор вовсе, он говорит о том, что необходимо самому выбирать, что смотреть, как и то, что читать. Писатель просто напоминает о том, что чтение может также увлечь и отвлечь, как и телевидение. Существуют книги, без которых невозможно жить, они намного важнее и интереснее большинства передач. Классические произведения – это книги, прошедшие испытание временем, поэтому с ними личное время не потратиться даром точно. Но классика не может ответить на все вопросы нашего времени, поэтому надо читать и современную литературу тоже. Главное – не бросаться на каждую модную книгу и избегать суетливости, именно суетливость заставляет без раздумий тратить самый драгоценный материал, которым обладает человек – время.

  1. А.С. Грибоедов «Горе от ума».

Чтение оказало большое влияние как на главных героев комедии «Горе от ума», так и на второстепенных. Огромное значение имеет не сам факт занятия чтением, а то, что именно человек читает. Софья была девушкой с бойким живым умом и идейными взглядами, а превратилась в одну из героинь своих любимых книг, мечтающую о тайном воздыхателе. Девушка получила типичное воспитание того времени, которое прививает любовь к моде и французским романам. В её детстве влияние Чацкого не давало уподобиться обыкновенным девицам, а после его отъезда всё стало на свои места. Именно французские романы повлияли на выбор возлюбленного Софьи, она вынесла с книжных страниц, что он должен быть тихим, смущённым, робко бросающим томные взгляды из-под густых ресниц. Все эти качества героиня нашла в Молчалине, не заметив его истинной натуры.

Чацкий увлекался трудами представителей Просвещения, поэтому проникся идеей изменить общество. Именно книги сделали его тем, кем видит читатель. Он почерпнул в них информацию, благодаря которой образовалось неприятие лицемерия, лжи и лести ради продвижения по карьерной лестнице. Однако Чацкого нельзя назвать по-настоящему просвещённым человеком, потому как книги он читал только те, которые вызывали у него интерес. Если бы он углубился в чтение классических произведений, то не пытался бы всем что-либо доказать с юношеским пылом и открытым неприятиям всего современного общества в целом. Поэтому, нельзя не согласиться с мнением А.С. Пушкина, что в комедии есть только одно умное лицо и это сам А.С. Грибоедов.

  1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
Читать еще:  Что сделал Голливуд с нашими сказками? Самые лучшие и худшие экранизации

Татьяна Ларина с раннего детства очень любила читать. Книги занимали в её жизни особое место, девушке гораздо больше нравилось провести вечер наедине с увлекательным романом, чем на светских мероприятиях. Именно из романов Татьяна вынесла свой идеал мужчины, который нашла в Евгении Онегине. Главная героиня любила читать, потому что находила в книгах те эмоции, которые мечтала испытать в жизни. Она переживала вместе с персонажами, старалась прочувствовать то же, что и они. Романы заменяли ей всё. Именно поэтому Татьяна выросла непохожей на остальных светских дам. Она была излишне мечтательной, замкнутой, сторонилась подруг и новых знакомств.

А.С. Пушкин делает акцент на взаимосвязи чтения и реальной жизни Татьяны Лариной, она влюбилась в Евгения Онегина, только потому, что видела в нём героя прочитанных романов. Больше всего девушке нравились произведения Ж.Ж. Руссо и С. Ричардсона. Эти оба автора относились к направлению сентиментализма, в котором привлекало девушку больше всего искренность чувств.

Сам Онегин предпочитал читать экономические труды, он не верил в любовь и считал её сказкой, нарочно придуманной, чтобы вводить людей в заблуждение. Поэтому он не поверил в чувства Татьяны и жестоко отверг её. Девушка вначале не могла понять своего возлюбленного и стала догадываться о ходе его мыслей только после визита в дом Онегина. Там она пролистала книги с его личными пометками и стала смотреть на Евгения совершенно по-другому, многое стало на свои места. Человек, которого увидела Татьяна, ей не понравился, но разлюбить его уже было невозможно.

Примеры из жизни

Ким Пик появился на свет с врождённой черепно-мозговой грыжей, за счёт этого голова младенца была неестественно большой по сравнению с маленьким беспомощным тельцем. Малыша долго лечили, но отклонения всё же остались: он практически не плакал, но даже не пытался садиться или ползать. Врачи уготовили ребёнку амёбную жизнь, к счастью они ошиблись. Ким с детства внимательно реагировал на голос родного отца, а уже в полтора года научился читать. Мальчик запомнил все буквы после того как ему показали их всего один раз. В три года чтение стало уже совершенно обыкновенным занятием для Кима. Вначале он смотрел значение незнакомых слов в толковом словаре, а спустя год их уже совсем не осталось. Однако в физическом плане у мальчика были большие проблемы со здоровьем: он начал ходить только в 4 года, а мелкая моторика так и не развилась до конца жизни. Застегнуть пуговицы или завязать шнурки было непосильной задачей для Кима. Из-за сложившихся обстоятельств, для мальчика не существовало другого досуга, кроме чтения книг и просмотра телевизора. В семилетнем возрасте он уже знал наизусть всю Библию и ещё около ста книг близко к тексту. В обычную школу Кима не взяли, предложив взамен отдать его в школу для умственно отсталых детей. Отец мальчика принял решение обучать сына на дому, да и сама учёба не требовалась, нужно было просто давать ребенку задания, которые с готовностью выполнялись. В четырнадцать лет Ким прошёл полностью курс средней школы, но его отцу не удалось добиться у правительства аттестата, потому как врачи ставили мальчику диагноз аутизма. По их мнению, у аутистов часто проявлялись исключительные способности, но жить без чьей-то помощи такие дети не могли. Домашнее существование Кима проходило за чтением книг, причём на самую объёмную из них у него уходило всего несколько минут. Причиной этого была особая методика чтения: левую страницу он читал левым глазом, а правую – правым. Всё это происходило одновременно. Ким мог одинаково читать как в обычном виде, так и в перевёрнутом. К двадцати годам юный гений прочитал более 10000 книг и мог каждую из них цитировать наизусть. Когда изучением мозга мальчика занялись учёные НАСА, они установили, что причиной многократного увеличения памяти стало редкое генетическое заболевание, связанное с мутацией Х-хромосомы. Обратной стороной этого заболевания был низкий мышечный тонус и отёк головного мозга. Сценарист Барри Морроу был почётным гостем на конференции Ассоциации умственно отсталых граждан, где продемонстрировал свои способности Ким. Морроу был настолько поражён, что создал сценарий фильма «Человек дождя», который завоевал четыре «Оскара» и множество других премий. После премьеры фильма на Кима обрушилась мировая слава, его стали приглашать на телевидение, а газеты издавали о нём статьи. Люди на улицах стали просить автограф, они безумно хотели познакомиться с настоящим человеком дождя. С возрастом способности Кима не угасали, а только прогрессировали. С 50 лет он начал играть на рояле без нот, воспроизводя музыку по памяти. Мировой гений покинул этот мир в 58 лет, что является совсем не малым сроком для человека с его состоянием здоровья.

Аргументы к ЕГЭ по русскому языку на тему: Роль книги

Автор: Guru · 11.05.2018

Книга в произведении является еще одним не очевидным способом раскрытия характера. По отношению к книге, по самому произведению или его автору можно понять, что за герой стоит перед нами. Поэтому в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку часто фигурирует проблема, связанная с ролью книги в жизни людей. Ниже представлены аргументы, соответствующие проблемным вопросам.

  1. В известном романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров застает Николая Петровича с томиком Пушкина. Это становится причиной его насмешек. Евгений советует «что-нибудь дельное почитать» и кладет ему брошюру немецкого естествоиспытателя. Эта сцена характеризует нам два полярных мира, один традиционный и соборный, а другой новый и передовой. Также важно отметить, что в романе многие герои читают. Мать Базарова — Дюкре «Дюмениль Алексис, или Хижина в лесу». Тургенев отмечает, что она «не прочла ни одной книги, кроме «Алексиса, или Хижины в лесу»». Отец Базарова — Горация, так как любит античность. Ситников — романы Жорж Санд. Таким образом, роль книги в их жизни очень важна: литература определяет их мировоззрение.
  2. Илья Ильич Обломов, герой одноименного романа И. Гончарова, говорил, что книги — это «…роскошь. То дело, без которого легко и обойтись можно. Вещь, назначенная для развлечения». Это еще один способ раскрыть его характер. Также в школе о нем говорилось, что он не читал книг «больше положенного», а значит, не особо ими интересовался и в детстве. Данный факт, несомненно, отразился на развитии личности героя. Пренебрегая чтением, он так и остался маленьким несамостоятельным Илюшей, который боится взрослой жизни и не может ориентироваться в ней.
  3. У Ф. М. Достоевского в произведении «Бедные люди» главный герой, Макар Девушкин, глубоко сочувствует Гоголевскому Акакию Акакиевичу из «Шинели». «Дело-то оно общее, маточка, и над вами и надо мной может случиться», — пишет он Вареньке. И герой убежден, что о подобном писать нельзя, неприлично. Макар способен сочувствовать не только живым людям, но и вымышленным. Интересно, что раньше, до знакомства с Варей, он читал бульварные и низкопробные книжки, и лишь с ее подачи стал интересоваться серьезной литературой. Эта перемена сказывается на развитии Макара: его стиль письма становится более изящным, у него расширяется лексический запас. Он даже чувствует более тонко, задумываясь о вещах, прежде не ведомых ему.
  4. Библейские мотивы звучат и в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского. Родиона терзают сомнения и душевные боли, которые влекут и физические. Но когда Соня читает главному герою библию, он становится спокоен, именно эта книга помогает ему покаяться и обрести спокойствие. Таким образом, значение данного религиозного трактата сложно переоценить: он направил мечущуюся душу Родиона на единственно верный путь искупления греха.
  5. Герои романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого тоже формировались под влиянием чтения. «Пьер, приехав вперёд, как домашний человек, прошёл в кабинет князя Андрея и тотчас же, по привычке, взял первую попавшуюся с полки книгу, это были записки Цезаря» — этот молодой человек интересовался литературой всерьез, и неслучайно именно он – один из самых умных, добродетельных и одаренных персонажей. Духовные потребности, которые выражаются в любви к чтению, развивают его. Также «Жюли играла Борису на арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу» — этот пример иллюстрирует тот факт, что дворяне не недооценивали роль книги в воспитании детей. Они активно заинтересовывали их в чтении, давая классические книги с ярко выраженной моралью.
  6. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» частично строится на одной книге, вокруг нее начинают разворачиваться все события. Автор показывает нам книгу как труд всей жизни. Настоящее сокровище, и, одновременно, проклятие. Однако именно произведение искусства становится символом вечности. «Рукописи не горят» — пишет автор. Если творение по-настоящему гениально, оно живет в веках, оставаясь в памяти и сердцах людей.
  7. Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» полон известных литературных имен, автор даже успевает рассказать про себя: «Читал охотно Апулеля, а Цицерона не читал». Главный герой, к примеру, не любил поэзию: «Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита, И был глубокий эконом…». Это говорит читателю о том, что скептическое отношение к жизни было вычитано Евгением из специфической литературы. Он хотел заниматься хозяйством, поэтому окружил себя «дельными книгами», дабы не отвлекаться на чувства, в которых он давно разочаровался. Ленский же читает немецкого философа Канта. На философских воззрениях данного мыслителя частично основывался романтизм, в русле которого творил сам Владимир. Он воспринимает мир как нечто возвышенное, это его и погубило. Татьяна же читала французские романы про любовь, из которых и черпала представление об этом чувстве и о мужском идеале. Таким образом, характеры героев формируются на базе того книжного опыта, который они приобрели.
Читать еще:  10 лучших книг для будущих мам

​6 сомнительных аргументов, почему нам нужен обязательный список по литературе

Литература могла бы стать одним из самых любимых предметов в школе, где можно читать в своё удовольствие (иногда) и узнавать новое. Но на деле — это то ещё мучение, особенно если предстоит сдавать ЕГЭ и нужно точно знать, что хотел сказать автор. Так ли нам нужен «золотой канон» по литературе, дискуссии о котором не утихают, — учитель словесности и доцент Школы филологии НИУ ВШЭ Михаил Павловец.

Все произведения мировой литературы делят на включённые и невключённые в школьную программу. Большинство включенных считаются прошедшими самый строгий отбор, числятся классикой, «золотым списком». Лучшие из невключенных — ждут своей очереди, чтобы попасть в учебник, и некоторым это удаётся. Однако подрастающее поколение год от году успевает прочесть всё меньше, а книжек, которые непременно должны быть включены в программу, наоборот, становится все больше. В результате люди, обеспокоенные падением интереса к чтению, винят во всем:

  • сокращение часов на литературу (хотя последнее время они только растут);
  • Минобрнауки, которому якобы зачем-то понадобилось «тупое стадо»;
  • молодое поколение (традиция бранить молодёжь не прерывалась, как известно, ещё с античности).
  • учителей как крайних в любом деле — от поведения подростков до состава нынешней Госдумы.

При этом любые обсуждения проблем литературы неизбежно упираются в обязательный список, его состав и степень обязательности — и обычно этим ограничиваются. Считается, что стоит только составить правильный, всех удовлетворяющий список, который будет состоять только из самых лучших и важных книг, — и волшебным образом литература из одного подчас самых нелюбимых школьных предметов превратится в предмет, каким она должна быть по определению. Предметом, который бы удовлетворял любопытство и приносил эстетическое наслаждение от чтения.

Вся история литературного образования в России за последние 100 лет — это прежде всего история сражений за то, что должно быть включено в этот обязательный список (и должно быть пройдено), а что, напротив, исключено — как сомнительное, слишком сложное, устаревшее и тому подобное. Вот несколько аргументов сторонников единого списка.

1. В школе изучать надо прежде всего классику — высокохудожественную литературу для всех

Этим классика отличается от массовой литературы (которая тоже для всех, но не высокохудожественная) и от элитарной литературы (которая может быть высокохудожественной, но далеко не для всех). Она глубже развлекательной литературы и при этом понятнее экспериментов всяческих авангардистов и постмодернистов.

Такая точка зрения сложилась в позднесоветское время и вызвана была потребностью выстроить преемственность идеологически выверенной литературы соцреализма (которая считалась одновременно народной и высокохудожественной) от великих классиков XIX века, чтобы оставить за бортом разного рода «модернистские извращения». Только сегодня всем уже понятно: нет кино и музыки для всех, как нет еды или одежды для всех. Современная культура устроена сложно, как и современное общество, для каждой группы которого есть своя — еда, одежда, книга или фильм. С этим разнообразием и стоит знакомить школьника, помогать ему адаптироваться к миру разнообразия, а не унификации.

2. В обязательный список должны входить произведения, которые содержат «национальный культурный код», чтобы лучше понять культуру и характер своего народа

Это мнение связано с убеждением, что есть некие неизменные, эссенциальные черты, присущие национальному характеру и культуре. И наиболее наглядно они отражены именно в национальной классике. Отсюда понятие «кода», пришедшее из семиотики: стоит только к непонятному приложить правильный код — и оно сразу же прояснится. Даже если верить, что за 200 лет наш национальный характер и образ жизни остались неизменными (что вряд ли, иначе придётся признать, что большая часть нашего населения по своему складу — крепостные крестьяне), остаётся непонятно: почему постигать эти черты лучше через их отражение в художественной литературе? К тому же литература, написанная 150-200 лет назад, — сама нуждается в декодировании, так много в ней непонятного, чуждого современному человеку. Иначе говоря, не национальная классика несёт в себе культурный код, а школьный учебник, который декодирует классику, поясняя нам, как она, в свою очередь, декодирует нашу национальную жизнь. Вот его, видимо, и надо читать.

3. Классика — это то, что прошло проверку временем, не устарело и будет читаться даже через столетия

Спору нет, обязательный список в школе включает в себя немало выдающихся произведений прошлого. Только хорошо бы видеть различия между тем, что называют «национальным литературным каноном» (большим каноном) — и «школьным каноном» (золотым списком). Большой канон действительно отбирается механизмами культуры: он состоит из тех произведений, которые продолжают читать даже после школы, на досуге; которые не устают инсценировать и экранизировать; вокруг которых не умолкают дискуссии и которые окликают в своих книгах современные писатели.

Школа — лишь один, пусть и весьма влиятельный инструмент канонизации. Но даже школа бессильна, если за её стенами к тому или иному автору или книге интерес ослабевает

Школьный канон больше ориентирован на то, что читали родители, даже дедушки и бабушки нынешних школьников, а не на то, что читают сегодня дети. К тому же на его формирование всегда влияли политика и идеология. Скажем, «Анна Каренина» Льва Толстого намного популярнее и востребованнее «Войны и мира». Но роман-эпопея с его «мыслью народной» со времён Второй мировой войны до сих успешно отражает все атаки на него в школьной программе.

4. Обязательный список объединяет образовательное и культурное пространства, позволяет узнавать «своего» по цитатам, ещё даёт общую тему для разговоров в любой компании

Увы, этот аргумент обычно приводят те, кто связан с литературой и со школьной программой профессионально: учителя, филологи или вообще люди, так или иначе имеющие отношение к гуманитарной сфере. «Цитатный пинг-понг» или спор до утра о том, любила ли Татьяна Ларина Евгения Онегина, — удел довольно узкой прослойки гуманитариев. А обязательный список един для всех — и для «лирика», и для «физика», и для «гордого внука славян» и для «сына степей калмыка». Особенно это заметно на примере молодого поколения, для которого сегодня написана хорошая и разная подростковая и молодёжная литература, так что ему не нужно без принуждения лезть в родительский книжный шкаф. У него есть свой. Единый список литературы оставляет учителю мало места для манёвра, чтобы каждой категории школьников подобрать свой, отвечающий их интересам и культуре перечень имён и книг для чтения.

5. Если не будет единого списка, то как принимать ОГЭ и ЕГЭ? Как готовиться учителю и ученику и как спрашивать знание содержания книги?

До сих пор не очень понятно, что значит — проверять знание текста. Многие ли с ходу вспомнят, как зовут капитанскую дочку? А отца Гринева? Это те знания, которые в первую очередь вымываются из головы — если вы регулярно не перечитываете или не преподаёте пушкинский роман. Может быть, проверять знание текста — это знать, что нам хотел сказать автор? Но это проблема пресловутых синих занавесок, ставших уже мемом в школьной среде: почему в этом произведении занавески синие? Да и не совсем понятно, что имеется в виду под «хотел сказать автор»: во-первых, далеко не всегда автору удаётся сказать то, что он хотел, во-вторых, сами его желания и понимание собственного текста с годами могут измениться.

«Может, потому так и живем в России — что Достоевского в школе прошли?»

Так, по остроумному замечанию литературоведа Олега Проскурина, у пьесы «Ревизор» есть две редакции — 1836 и начала 1840-х годов. Своё понимание собственного творения Гоголь попытался выразить сперва в «Отрывке из письма…» (1841), а потом в небольшой пьесе «Театральный разъезд после представления новой комедии» — и всякий раз это было новое «что нам хотел сказать автор». Классика жива сейчас только потому, что допускает различные прочтения и интерпретации, от некоторых из которых сам Гоголь бы пришёл в ужас. Но благодаря им он и остаётся Гоголем, а не полузабытым прозаиком первой трети XIX века.

Так что проверять на экзамене стоит то, как ученик умеет читать, понимать, оценивать и интерпретировать прочитанное. Но проверить это можно только на том, что ты не изучал в школе, а что прочёл прямо на экзамене. Правда, тогда и школе придётся учить по-другому, а это трудно.

6. Учителю удобнее преподавать произведения, которые он умеет преподавать. А преподавать классику его учили ещё в педвузе

Это очень болезненный вопрос для самих учителей. С одной стороны, обществу всё меньше нужны учителя, у которых нет времени или сил на то, чтобы повышать свою квалификацию, быть в курсе новинок литературы, обновлять собственные рабочие программы. С другой — общество не в состоянии пока требовать у государства разгрузить и обеспечить учителей так, чтобы у тех появилось на это и время, и силы. Да и те, кто повышает квалификацию учителей, сами нуждаются и в разгрузке, и в повышении своей квалификации. Эта ситуация очень опасна, потому что школа с изнуренными учителями и замшелыми программами не будет выполнять две главные задачи: адаптировать школьников к непростому настоящему и готовить их к непредсказуемому будущему (например, к чтению ещё не написанных книг).

Но время — лучший реформатор, оно доходчивее любого министра объяснит, что нужно изменить, а от чего ни в коем случае отказываться не надо. Классика уже доказала свою нужность и востребованность. Теперь осталось научиться относиться к ней самой не как к сакральной святыне или катехизису, а как к живой части современной жизни, которая не боится ни вариативности подходов, ни конкуренции со стороны современного искусства.

Иллюстрации: iStockphoto (Nadzeya_Dzivakova, LenkaSerbina)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector