10 романов о произведениях искусства - Свадебный портал
74nika.ru

Свадебный портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

10 романов о произведениях искусства

10 романов о произведениях искусства

От загадочного портрета Дориана Грея до украденного «Щегла» Донны Тартт, мы выбрали 10 интереснейших романов о произведениях искусства.

1. «Портрет Дориана Грея», Оскар Уайльд (1891)

Роман Уайльда о красивом юноше, чей портрет стареет в замкнутой комнате пока он остается молодым, представляет собой чрезвычайно интересное произведение. Когда одурманенный Бэзил Холлуорд рисует портрет прекрасного Дориана Грея, он боится, что вложил в него слишком большую часть своей души. Но именно Дориан, под влиянием обаятельного сенсуалиста лорда Генри, отдал картине часть себя. В то время как портрет стареет, а Дориан нет, он превращается в «человека без души», пытающегося получить впечатления и удовольствия любой ценой. От описания хрупкого, гедонистического мира вечной молодости веет гнилью. Самый остроумный ужастик в истории человечества!

2. «На маяк», Вирджиния Вульф (1927)

Поток рассуждений Вульф о жизни, любви и природе памяти – это также история о неуверенности и борьбе за творчество. Летом, когда многочисленные гости приехали погостить у семейства Рэмзи и их детей, одна гостья, Лили Бриско, начинает рисовать портрет миссис Рэмзи, которая является объектом преклонения ее гостей. Десять лет спустя, после смерти миссис Рэмзи, Лили возвращается и заканчивает картину, в качестве напоминания о семейных поездках на маяк. В процессе она мысленно возвращается в то лето и осознает, что ее обожаемая миссис Рэмзи превращала повседневные моменты в нечто невероятное; она умела «останавливать время», как истинный художник.

3. «Девушка с жемчужной сережкой», Трейси Шевалье (1999)

Эта книга способствовала написанию пьесы, созданию фильма и послужила причиной тысяч отпусков в Гааге. Любуясь картиной Вермеера с таким же названием, Шевалье вдохновила скрытая глубина взгляда натурщицы. Это послужило мотивом для создания истории о Грете, служанке, которая по причине своего интереса к искусству, сближается со своим хозяином, Иоганном Вермеером. Влияние голландского искусства очевидно в блестящей версии Делфта и в изображении любви и потери.

4. «Щегол», Донна Тартт (2013)

Мать Тео Деккера показывает ему ее любимую картину в музее Метрополитен и несколько мгновений спустя ее убивает взрыв. Тео смог выжить и мужчина, находящий при смерти, просит его забрать картину «Щегла» Карела Фабрициуса. Проходят годы, и Тео тайно хранит ее, как символ чистоты и связь со своей матерью. История Тартт о силе одной единственной картины и искусства в целом, написана просто блистательно.

5. «Меня зовут Красный», Орхан Памук (1998)

Яркая, многоголосная история о Стамбуле 16 века, описывает события, связанные с убийством миниатюриста, работающего над таинственной книгой для султана. Но это не обычная детективная история; Памук пытается разобраться в смерти, любви и природе искусства в исламском искусстве. Книга, которую, как и шедевры искусства, можно трактовать по-разному.

6. «Луна и грош», У. Сомерсет Моэм (1919)

Чарльз Стрикленд, биржевой маклер, бросает свою жену и детей, чтобы стать художником в Париже и Таити. Моэм озадачено наблюдает за Стрикленд, за тем, как тот, без малейших угрызений совести, разрушает жизни своих близким. Навеянное жизнью и творчеством Гогена, это произведение изображает художника монстром, движимым полу маниакальной одержимость рисовать несмотря ни на что.

7. «Одержимый», Майкл Фрейн (1999)

Одного взгляда на незнакомую картину в загородном доме своего соседа достаточно, чтобы Мартин Клей поверил, что он нашел неизвестную ранее картину Брейгеля старшего. Его интриги и ожидания становятся все более невероятными, разрушая его жизнь и брак. Внушительное историко-искусствоведческое исследование в форме комедии.

8. «Читающая женщина», Кэти Уорд (2011)

Этот дебютный роман состоит из семи глав, каждая из которых рассказывает об отдельной женщине и ее портрете. В своем произведении Уорд охватывает шесть веков и проявляет себя мастером в создании атмосферы. Это захватывающее произведение, рассказывающее об искусстве, чтении и о том, что означает быть женщиной в разное время, в прошлом, настоящем и будущем.

9. «Дочь времени», Джозефина Тэй (1951)

«Я не могу припомнить, чтобы убийца… выглядел как он». Так говорит Алан Грант, инспектор полиции, оправляясь после операции в больнице, когда друг вручил ему пачку фотографий, чтобы чем-то занять его. Грант считает себя человеком, хорошо разбирающимся в лицах, и его заинтриговало один определенный снимок, и он спрашивает мнение своего доктора, медсестер и посетителей по этому поводу. Когда он понимает, что это портрет Ричарда III, он решает заняться изучением таинственного исчезновения принцев из Башни. Эта несколько нетрадиционная детективная история очень захватывающая. По правде говоря, мы согласны с ним касательно этого портрета.

10. «Гордость и предубеждение», Джейн Остин (1813)

Одна из самых знаменитых историй о любви, «Гордость и предубеждение» не является романом, насыщенным искусством, но именно с картиной связан один из его важнейших моментов. Когда Элизабет Беннет посещает Пемберли (произведение искусства само по себе), ее мнение о мистере Дарси, ухажере, которого она отвергла, начинает меняться. Важный момент наступает, когда она видит его портрет в галерее. «Она простояла несколько мгновений перед картиной, с увлечением рассматривая ее». Возможно, именно в это мгновение она влюбилась, что подтверждает, что искусство может изменить нашу жизнь.

«Всё, что вы знаете об искусстве — неправда» и ещё 9 книг о художниках и художницах

Наши коллеги из книжного сервиса по подписке MyBook выбрали увлекательные бестселлеры об искусстве. Среди них есть и обстоятельные лекции, которые помогут начать разбираться в живописи, и откровенные биографии, и детективные истории про тайны мира искусств.

«Женщины Девятой улицы», Мэри Габриэль

Мэри Габриэль — финалист Пулитцеровской премии, известная журналистка и писательница — рассказала о смелых женщинах, ворвавшихся в мужской мир живописи не в роли муз, а в качестве полноценных художниц. Автор освещает эволюцию абстракционизма с конца 1920‑х до начала 1960‑х годов. Запреты, кризисы, появление джаза, Вторая мировая война — всё это повлияло на одно из самых ярких художественных течений, которое на фоне неспокойных событий произвело революцию в современном искусстве.

Если вы никогда не пользовались книжным сервисом MyBook, то можете получить 14 дней бесплатной премиум-подписки по промокоду REMBRANDT, а потом ещё скидку 25% на покупку премиум-подписки на 1 или 3 месяца. Чтобы всё сработало, активируйте код до 25 июля 2020 года.

«Галерея аферистов. История искусства и тех, кто его продаёт», Филип Хук

Филип Хук — британский искусствовед и эксперт лондонского филиала аукционного дома Sotheby’s, известный по книге «Завтрак у Sotheby’s». Та часть истории искусства, о которой он повествует, обычно мало кому знакома. Хук находит увлекательные интриги и тайны о прославленных произведениях живописи и скульптуры. Так появляются истории о пути картины из мастерской в зал или о людях, имевших смелость назначить цену ныне бесценным шедеврам. Книга написана остроумно и читается как детективный роман.

Артур Данто «Что такое искусство?»

В этой книге собраны эссе разных лет американского философа и художественного критика Артура Данто. Автор ищет ответ на вопрос о том, что можно называть искусством и какие у него отличительные признаки. Для этого он разбирает различные сюжеты из прошлого — от истории модернизма до реставрации росписи Микеланджело в Сикстинской капелле.

«На пике века. Исповедь одержимой искусством», Пегги Гуггенхайм

Это откровенная и подробная история жизни одной из самых влиятельных женщин в мире искусства. Пегги Гуггенхайм собрала лучшую коллекцию картин первой половины прошлого столетия, в которую вошли произведения Пабло Пикассо, Джексона Поллока, Константина Бранкузи, Жоана Миро, Александра Кольдера и многих других. В 1938 году Пегги открыла свою первую галерею современного искусства в Лондоне, затем — культовую «Искусство этого века» в Нью-Йорке и один из самых посещаемых сегодня музеев современного искусства в Венеции.

«Всё, что вы знаете об искусстве – неправда», Мэтт Браун

Идеальная книга для неспешного вечера и любознательных натур. Почему на самом деле Мона Лиза улыбается? Кто изобрёл фотографию? Какая картина больше месяца висела вверх ногами, прежде чем кто-то заметил? Здесь вы найдёте ответы на самые ироничные и остроумные вопросы об искусстве, а ещё, вероятно, распрощаетесь со многими заблуждениями о нём. Например, что все художники — молодые и бедные или что Уолт Дисней сам придумал Микки Мауса.

Читать еще:  Wow-фактор на каждый день, или Итоги встречи с легендарным гуру косметологии

«Искусство видеть», Джон Бергер

Обложка провозглашает эту книгу «одним из самых влиятельных произведений об искусстве». Она написана по мотивам культового фильма ВВС и впервые была опубликована вслед за его премьерным показом в 1972 году. Книга до сих пор не теряет свою актуальность благодаря темам, которые затрагивает. В самом общем виде их три: женщины на картинах, изображение богатства и связь рекламы и искусства. Даже спустя пятьдесят лет изложенные идеи довольно точно отражают современную жизнь и помогают взглянуть на привычные вещи с новых ракурсов.

«Загадка Пьеро. Пьеро делла Франческа», Карло Гинзбург

Перед вами удивительный интеллектуальный бестселлер и искусствоведческий детектив, построенный вокруг исторической интерпретации фресок итальянского художника XV века Пьеро делла Франческа. Но не в формате классической стилистической трактовки, а через анализ социально-исторических и житейских обстоятельств, сопровождающих создание шедевров Пьеро. Автор монографии Карло Гинзбург — известный итальянский учёный, автор книг и статей, посвящённых истории эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени.

«Средневековые мастера и гении Возрождения», Паола Волкова

Цикл лекций советского и российского искусствоведа и историка культуры Паолы Волковой о самых ярких вехах развития искусства Возрождения. Из курса вы узнаете о периоде Проторенессанса и сейченто. Пройдёте путь от сиенской школы живописи до барокко и рококо, а также подробно познакомитесь с великими произведениями — «Поцелуем Иуды» Джотто, «Весной» Сандро Боттичелли и «Менинах» Веласкеса.

«Далёкое близкое», Илья Репин

Живописец Илья Репин обладал не только художественным, но и писательским талантом. В мемуарах он пишет о себе, коллегах, современниках, вспоминая самые интересные минуты жизни. Художник подмечает, что мы редко ценим прекрасные мгновения, а порой даже их стыдимся. «Я набрасываю на них эскизы», — так он описывает возможность передавать чувства через рисунок.

«Глаза Рембрандта», Саймон Шама

Cаймон Шама — романист и профессиональный историк. В этой книге он скрупулёзно создаёт объёмный и динамичный образ Нидерландов XVII века — того самого времени, когда в среде художников возвышается Рембрандт ван Рейн. Сведения о жизни и работе художника показаны на фоне исторического контекста: политические интриги, противостояние католиков и протестантов, расцвет демократического искусства Нидерландов и живопись «художника королей» Рубенса.

Книжный сервис с большой библиотекой электронных книг на русском языке.

5 важных книг об искусстве, которые стоит прочитать

Если вы не представляете своей жизни без живописи, архитектуры и скульптуры, эта подборка вам точно пригодится

Мишель Пастуро

«Красный. История Цвета»

Книга знаменитого французского историка-медиевиста Мишеля Пастуро, чьи труды переведены на десятки языков, не является в полном смысле этого слова «книгой об искусстве». Как любит повторять автор, «история цветов не дублирует историю искусства, это нечто иное, нечто гораздо более масштабное». И все же глупо отрицать, что цвет для культуры — и особенно для изобразительного искусства — имеет огромное значение: как раз поэтому его изучение может быть интересно самому широкому кругу людей. Мишель Пастуро в свойственной ему увлекательной манере рассказывает о том, как формировалось в том или ином обществе отношение к красному цвету и к его применению в различных видах искусства. В интеллектуальном путешествии, в которое отправляется автор, самое главное — не отстать от мысли историка-медиевиста, что порой может потребовать определенных усилий со стороны читателя. Однако затраченное время будет оправдано с лихвой — поклонникам качественной интеллектуальной литературы книга точно придется по душе.

Витторио Згарби

«Сокровища Италии. От Караваджо до Тьеполо»

Имя писателя и историка Витторио Згарби хорошо знакомо всем, кто любит искусство и особенно итальянских художников. Автор множества статей и книг, посвященных Италии, на этот раз приглашает нас в очередное турне по Апеннинскому полуострову, рассказывая о барокко и его ключевых представителях. Во множестве итальянских городов он остановится, чтобы поведать о художниках, которые прославили ту или иную область или мегаполис — Рим, Венецию, Флоренцию… Згарби умеет увлекать читателя своими искусствоведческими изысканиями, делая это так ненавязчиво и ловко, что кажется, будто читаешь не нон-фикшн, а отличную художественную литературу.

Аркадий Ипполитов

«Просто Рим. Образы Италии XXI»

Каждый ценитель искусства отлично знает, что городов, равных Риму по значению для мировой культуры, на планете попросту не существует. В Вечном городе можно найти следы множества исторических эпох. Статуи и скульптуры, дворцы и библиотеки, построенные в разные времена, образуют уникальную городскую среду, которая всегда привлекала туристов и, конечно, знаменитостей: писателей, художников, спортсменов, политиков, актеров — многие из них также стали частью Рима, посвятив ему собственные произведения, например, фильмы, как это сделали режиссеры Федерико Феллини или Паоло Соррентино. Обо всех этих переплетениях времен и людей, причудливых дорогах культуры и искусства в XXI веке рассказывает Аркадий Ипполитов, хранитель кабинета итальянской гравюры в Государственном Эрмитаже.

Анастасия Постригай

«Влюбиться в искусство. От Рембрандта до Энди Уорхола»

Бывает, что начать тесное знакомство с искусством очень хочется, но сделать это никак не получается: книги искусствоведов пестрят специальными терминами, которые без подготовки не поймешь, ну а браться за учебник по МХК как-то неприлично. Как раз для такого случая Анастасия Постригай, профессиональный блогер, пишущий о культуре, и выпустила свою книгу. Имея за плечами 10-летний опыт работы арт-дилером, она отлично знает материал, о котором пишет, а опыт организации обучающих курсов помог ей лучше понять широкую аудиторию и найти с ней нужный язык общения. Книга «Влюбиться в искусство», которая вполне соответствует своему названию, похожа на гид по наиболее важным представителям мировой культурной жизни — она написана живым языком, понятным каждому. Кроме того, Постригай грамотно вплетает в рассказ о художественных методах того или иного автора занятные биографические сведения. Наконец, отличной идеей было дополнить текст различными справками о фильмах и книгах, которые помогут лучше погрузиться в исследуемую эпоху.

Жан Жене

«Рембрандт»

В России редко можно увидеть книги Жана Жене — одного из ключевых представителей французской литературы 1940-1960-х годов. Провокатор, писатель и активный политический деятель, он является автором культового романа «Чудо о розе» и таких знаменитых пьес, как «Служанки» и «Высокий надзор». Жан Жене был тонким ценителем искусства и мечтал написать книгу о Рембрандте, однако этому не суждено было сбыться: от масштабной задумки остались лишь несколько текстов, посвященных художнику. Они и вошли в книгу, опубликованную издательством Ad Marginem Press. Блестящие эссе Жана Жене интересны не только неожиданными и порой парадоксальными суждениями о Рембрандте, но и параллельной рефлексией самого автора. Рассуждая о творчестве художника, Жене задумывается и о себе — и этот самоанализ буквально завораживает. В конце концов, у французского писателя с Рембрандтом есть много общего. В начале книги он замечает, что голландский автор «с юности писал сирых и убогих — часто и их облачая в шикарные лохмотья, — и все-таки, думается, в нем жила мечта о роскоши, хотя душевное расположение влекло его к кротости лиц». Точно так же, к слову сказать, поступал в своем литературном творчестве и сам Жан Жене.

  • Книги

Интерактивная версия журнала ELLE

Журнал ELLE

  • Энциклопедия
  • Бренд ELLE
  • Подписка на журнал
  • Команда ELLE
  • Правовая информация
  • ELLE / Реклама
  • Пользовательское соглашение
  • Политика использования cookie-файлов

Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.

Copyright (с) 2016-2021 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «ELLE.RU» (Эль.РУ)

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Главный редактор: Старостина Наталья

Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):

Искусство в литературе. — 95 книг

Книги, так или иначе касающиеся искусства, особенно живописи: романы о художниках, сочинения авторства самих художников, критические книги на тему искусства.

Читать еще:  6 интерактивных музеев для детей в Москве

ISBN:966-521-061-0
Год издания:2000
Издательство:Ника-Центр
Серия:700
Язык:Русский

Одним из главных героев является старый художник, книга наполнена спорами о современном искусстве.

Metztli 29 января 2010 г., 16:27

ISBN:5-699-01076-9
Год издания:2002
Издательство:Эксмо, Эксмо-Пресс, РИЦ Литература
Серия:Зарубежная классика. ХХ век
Язык:Русский

Художественная биография Винсента ван Гога.

Metztli 29 января 2010 г., 16:33

ISBN:5-91045-019-0
Год издания:2006
Издательство:Издательский Дом Мещерякова
Язык:Русский

Муки и радости Микеланджело Буонарроти в пересказе Стоуна.

Metztli 29 января 2010 г., 16:37

Год издания:1983
Издательство:Правда
Язык:Русский

«Луна и грош» — роман о гении, прототипом которого был художник Поль Гоген. Да и «Театр» — тоже искусство)

Metztli 29 января 2010 г., 16:36

Год издания:1989
Издательство:Правда
Язык:Русский

Художественная биография Родена, частично захватывающая историю импрессионизма.

Metztli 5 марта 2010 г., 15:29

Язык:Русский

Опять же главным героем романа является старый художник)

Metztli 29 января 2010 г., 16:35

Год издания:1952
Издательство:Государственное издательство художественной литературы
Язык:Русский

Про силу искусства))

Metztli 29 января 2010 г., 16:40

ISBN:5-17-030542-7, 5-9713-0695-2, 5-9578-2089-X
Год издания:2006
Издательство:АСТ, АСТ Москва, Транзиткнига
Серия:Монохром
Язык:Русский

Главная героиня — художница, переживающая творческий кризис.

Metztli 29 января 2010 г., 16:33

ISBN:5-352-00852-5
Год издания:2004
Издательство:Азбука-классика
Серия:NEW AZbookA
Язык:Русский

В данное издание кроме «Последнего предела» включен еще роман «Я и Каминский». И вот как раз в нем, опять-таки, один из главных героев — художник, много разговоров и рассуждений об искусстве, хотя далеко не только о нем))

Metztli 3 мая 2010 г., 16:48

ISBN:978-5-17-050448-0
Год издания:2008
Издательство:АСТ/Астрель
Серия:Классика
Язык:Русский

Жемчужина творческого наследия Фейхтвангера. Роман, до сих пор не имеющий равных среди произведений, посвященных жизни и творчеству Франсиско Гойи.
Роман, в котором причудливо и изысканно переплетены история и вымысел, проза — и безупречная стилизация испанского романсеро.
Роман, не только повествующий о неизвестных страницах судьбы Гойи, но и приоткрывающий современному читателю тайны его души.

Жемчужина творческого наследия Фейхтвангера. Роман, до сих пор не имеющий равных среди произведений, посвященных жизни и творчеству Франсиско Гойи.
Роман, в котором причудливо и…

ISBN:978-5-699-26529-9
Год издания:2008
Издательство:Эксмо
Серия:Проза жизни. Лучшие современные авторы
Язык:Русский

Роман про гениального музыканта, но музыкант — тоже Художник)

Metztli 29 января 2010 г., 17:21

ISBN:978-5-699-20881-4
Год издания:2007
Издательство:Эксмо
Серия:Женщина-Богиня
Язык:Русский

Биография, пожалуй, самой известной женщины-художника.

Metztli 29 января 2010 г., 16:42

ISBN:5-7860-0322-1
Год издания:1988
Издательство:Ураджай
Язык:Русский

Роман крупнейшего американского писателя Т. Драйзера (1871-1945) о судьбе одаренной личности, живописца в Америке конца XIX столетия, о творческих и нравственных исканиях героя.

Год издания:1987
Издательство:Радуга
Язык:Русский

Издание 1987 года. Перед читателем проходит вся жизнь художника со всеми её противоречиями, переживаниями, сомнениями. Трудные самозабвенные поиски призвания, жизненного пути, на котором можно лучше всего помогать людям. Нечеловечески тяжёлый труд по овладению мастерством, — чтобы выразить себя и уметь показать в своих картинах действительную жизнь. Трагический конец «одержимого творчеством» гения.
Всё в книге достоверно и документировано, но это не мешает ей быть живым и волнующим рассказом, ярко воссоздающим облик художника и обстановку, в которой он жил и творил.

Издание 1987 года. Перед читателем проходит вся жизнь художника со всеми её противоречиями, переживаниями, сомнениями. Трудные самозабвенные поиски призвания, жизненного пути, на…

10 романов и повестей о Великой Отечественной войне

История войны глазами ее участников

Со дня великой победы идет восьмой десяток лет. Почти не осталось в живых тех, благодаря кому стала возможной наша мирная жизнь. Тем, кто воевал под Москвой в 41-м и 75 лет назад бился за Сталинград, кто прошагал пол-Европы и взял Берлин, тяжело вспоминать о том, что им пришлось пережить в те страшные годы.

Книги писателей-фронтовиков сохранили в себе всю боль утрат и радость победы. Читая их, мы погружаемся в горькое прошлое нашей страны и заново учимся помнить о том, о чем забывать нельзя.

В списках не значился. Борис Васильев

«Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я — последняя ее капля»

Борис Васильев прошел всю войну от начала и до победного конца. Несколько полковых школ, служба в десанте, два окружения. Отказаться от армии в пользу литературы получилось лишь в 1954-м, а писательская слава пришла к нему еще через 15 лет, с публикацией повести «А зори здесь тихие».

Роман «В списках не значился» пользовался не меньшим успехом. Одноименный спектакль Марка Захарова с Александром Абдуловым в главной роли в свое время собирал полные залы, а фильм «Я — русский солдат» Андрея Малюкова, хоть и не понравился самому Васильеву, смог завоевать несколько престижных наград.

Судьба Николая Плужникова, который 9 месяцев не давал покоя захватчикам Брестской крепости, не успев даже попасть в списки ее защитников, действительно поражает. Пережив героев и предателей, друзей и первую возлюбленную, он выходит из боя непобежденным, становясь выше смерти.

Живые и мертвые. Константин Симонов

«Незаменимых нет. Верно, нет — все так. Но ведь и заменимых тоже нет. Нет на свете ни одного заменимого человека»

О военном корреспонденте Константине Симонове многие фронтовики узнали благодаря его стихотворению «Жди меня и я вернусь». По долгу службы он объездил весь фронт и даже присутствовал при подписании Германией акта о безоговорочной капитуляции.

Роман-эпопея «Живые и мертвые» стал одним из главных трудов жизни писателя. Сюжет, охватывающий события от начала войны до ее перелома под Москвой, вырос из небольшого очерка «Горячий день» о подвиге 388-го стрелкового полка, истребившего за сутки 39 немецких танков под Могилевом. Для Симонова это был первый бой в его жизни. Много позже в своем завещании он попросит развеять его прах на том самом Буйничском поле, где впервые встретились два героя «Живых и мертвых» — генерал Серпилин и корреспондент Синцов.

Многим запомнились герои Симонова в исполнении Анатолия Папанова и Кирилла Лаврова в фильмах Александра Столпера «Живые и мертвые» и «Возмездие». Последний снят по второй части трилогии «Солдатами не рождаются», посвященной Сталинградской битве. Завершается цикл книгой «Последнее лето», которая пока не экранизирована.

Прокляты и убиты. Виктор Астафьев

«Никакая фантазия, никакая книга, никакая кинолента, никакое полотно не передадут того ужаса, какой испытывают брошенные в реку, под огонь, в смерч, в дым, в смрад, в гибельное безумие, по сравнению с которым библейская геенна огненная выглядит детской сказкой со сказочной жутью»

Виктор Астафьев ушел на фронт 17-летним добровольцем в 1942 году. Был шофером, артиллеристом, связистом и разведчиком. Насмотрелся всякого, а полученные ранения не позволили ему после войны вернуться к профессии железнодорожника. Мало кто знает, что в партии писатель никогда не состоял и, несмотря на 4 прижизненных Государственных премии (три в советское время и одну уже в современной России), недолюбливал властей предержащих, способных без сожаления обрекать людей на унижение и смерть.

Знаменитый роман Астафьева состоит из двух частей. В «Чертовой яме» (1992) происходит подготовка новобранцев к предстоящим сражениям: бытовые условия и моральное состояние бойцов красноречиво описаны уже в самом названии места. В «Плацдарме» (1994) мы наблюдаем за форсированием советскими войсками Днепра и видим смерть как она есть — горькую и бессмысленную. Трудное чтение вызывает ужас, гнев и омерзение — чувства неприятные, но необходимые для того, чтобы описанное больше никогда не повторялось.

Горячий снег. Юрий Бондарев

«За неуспех и успех на войне надо платить кровью, ибо другой платы нет»

Первый бой Юрия Бондарева был на Сталинградском фронте. Суровой зимой 1942 года командир минометного расчета был ранен и получил обморожение, но выжил и впоследствии участвовал в освобождении Киева.

Читать еще:  8 древних мест Египта, которые обязательно нужно увидеть

В романе «Горячий снег» ярко и реалистично описано сдерживание танков Манштейна, прорывающихся к окруженной советскими войсками армии Паулюса. Это одно из важнейших сражений Сталинградской битвы, в котором участвовал и сам Юрий Васильевич. Всего за два дня на линии огня перед читателем раскрываются очень разные персонажи: через отношения лейтенанта Кузнецова с Дроздовским, с генералом Бессоновым и с санитаркой Зоей. Смерть здесь показана со всей прямотой и непосредственностью, а воспоминания героев и их размышления, не прерываемые голосом автора, всё больше напоминают нам о ценности жизни.

Сотников. Василь Быков

«Но те, кто только и жаждет любой ценой выжить, заслуживают ли они хотя бы одной отданной за них жизни?»

В июне 1941 года Василь Быков еще только сдавал экзамены за 10-й класс, а в армию был призван уже после оборонных работ на Украине и учебы в железнодорожной школе. Артиллерийский командир сражался за Кривой Рог, Знаменку, участвовал в освобождении Румынии. Во время Кировоградской операции он был тяжело ранен и даже по ошибке записан погибшим.

Герои книг Василя Владимировича часто не только сражаются за Родину, но и решают сложные моральные дилеммы. Автора интересует не столько вопрос выживания или победы, сколько проблема человеческого поступка в нечеловеческих условиях. Партизаны Сотников и Рыбак в его повести оказываются перед непростым выбором: предать и выжить или же погибнуть честными людьми. Здесь Быков не спешит давать однозначные ответы. А вот в фильме «Восхождение» Ларисы Шепитько акценты расставлены более четко: в знакомом сюжете появляются библейские мотивы, Сотников (Борис Плотников) кажется святым, а Рыбак (Владимир Гостюхин) превращается в настоящего Иуду.

В окопах Сталинграда. Виктор Некрасов

«Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас — смерть»

До войны Виктор Некрасов успел поработать и актером, и художником театра, но несмотря на бронь, полагавшуюся артистам в то время, все-таки смог попасть на фронт. Сапер Некрасов воевал с первых дней 1941 года и дошел до Польши, где был серьезно ранен и, в итоге, демобилизован.

Повесть «В окопах Сталинграда», появившаяся в 1946 году, стала первой книгой, в которой автор осмелился поделиться настоящей «окопной правдой». За это ее сразу же полюбили читатели и очень активно начали ругать критики. В «принижении подвига народа» писателя обвиняли ровно до тех пор, пока история лейтенанта Керженцева самым неожиданным образом не получила Сталинскую премию.

Вскоре по мотивам повести Александр Иванов снял фильм «Солдаты» с участием еще молодого Смоктуновского (кстати, сам Некрасов сыграл пленного немца). Многие жесткие моменты были смягчены и в целом картина вышла удачной, но все-таки довольно быстро отправилась на полку по идеологическим причинам, даже с призом Всесоюзного фестиваля и без единого упоминания о Сталине.

Жизнь и судьба. Василий Гроссман

«Природное стремление человека к свободе неистребимо, его можно подавить, но его нельзя уничтожить»

Начав литературную карьеру еще до войны, в ее годы Василий Гроссман работал военкором. Вместе с Константином Симоновым он участвовал в Сталинградской битве и присутствовал при освобождении узников Майданека и Треблинки. Свой знаменитый роман писатель посвятил матери, убитой в гетто нацистскими оккупантами. До конца жизни, пытаясь справиться с этой трагедией, любящий сын продолжал писать ей письма.

По сравнению с переработанной в соцреалистическом ключе первой частью дилогии «За правое дело», роман «Жизнь и судьба» был просто пронизан чувством безысходности и ненависти к сталинскому режиму. На примере семьи Шапошниковых можно было увидеть, как природная доброта борется в людях со злобой и нетерпимостью, воспитанной государством. Книга, которую теперь сравнивают с «Войной и миром», была признана антисоветской и изъята в 1961 году вместе с некоторыми другими рукописями автора. Вновь опубликовать ее удалось только в 1980-м, в Швейцарии, уже после смерти Гроссмана. Еще через несколько десятков лет появилась экранизация Сергея Урсуляка с Сергеем Маковецким, Александром Балуевым и Евгением Дятловым в главных ролях.

Мой лейтенант. Даниил Гранин

«Смерть перестала быть случайностью. Случайностью было уцелеть»

Военная биография Даниила Гранина противоречива. Исследователи сходятся лишь в том, что к концу 1941 года Даниил Александрович был уже дважды ранен на Ленинградском фронте, куда ушел добровольцем.

В романе «Мой лейтенант» война — это не только страшный эпизод из истории, это состояние сознания. Читатель узнает об окопной жизни солдат под Ленинградом и обо всех послевоенных испытаниях города на Неве от молодого лейтенанта и от старика, вспоминающего свое прошлое. Становится ясно, что это два абсолютно разных человека, по-разному смотрящих на жизнь. Один — дерзкий и романтичный — привык сражаться, не рассуждая. Другой — мудрый и знающий цену жизни — перестал видеть в каждом немце врага и начал докапываться до сути происходящего. Чтобы как-то примирить их друг с другом, вероятно, и была создана эта книга.

Момент истины. Владимир Богомолов

«Война — это не просто кто кого перестреляет. Война — это кто кого передумает»

Владимир Богомолов начал войну добровольцем в сражениях под Москвой, а с 1944 года уже служил в контрразведке. Он стал одним из первый авторов, благодаря которым читатели узнали о работе СМЕРШа — обросшей легендами организации, занимавшейся поиском, ликвидацией и перевербовкой вражеских агентов за линией фронта.

Его роман «Момент истины», более известный по названию «В августе сорок четвертого», переведен более чем на 50 языков. При создании произведения использовались профессиональный жаргон разведчиков, реальные факты и подлинные документы: были изменены лишь фамилии офицеров и названия населенных пунктов, а также изъята вся служебная информация. Оперативники из группы капитана Алёхина сами рассказывают о себе и о том, как они в кратчайшие сроки выследили нацистских шпионов в недавно освобожденной Белоруссии и добились от них «момента истины».

Огромному числу зрителей полюбился фильм Михаила Пташука «В августе сорок четвертого» с Евгением Мироновым и Владиславом Галкиным. В год 75-летия СМЕРШа картину решили переснять: режиссер Олег Погодин начнет работу на студии Тимура Бекмамбетова уже этим летом.

Убиты под Москвой. Константин Воробьёв

«Что же ты сердце? Куда ты? Ну, замри на минуту, останови ночь! Ты знаешь ведь, сердце: мы мало жили. Слышишь, мое сердце? Знаешь? Я хочу жи-и-ить. »

Будучи на службе в РККА с 1938 года, Константин Воробьёв в декабре 1941-го попал в плен и прошел весь ад лагерей для военнопленных. Дважды бежал, был партизанским командиром.

Повесть «Убиты под Москвой» об обреченных на смерть кремлевских курсантах впервые появилась в журнале «Новый мир» стараниями Александра Твардовского. Печаталась она с большим количеством цензурных правок и одним из критиков-сталинистов, Николаем Лесючевским, была названа «клеветнической» за ту неприглядную правду о войне, что показал автор. По сюжету, 240 юных товарищей Алексея Ястребова пытаются выстоять в неравном бою под деревней Лотошино. Против них, вооруженных лишь самозарядными винтовками, гранатами и бутылками с зажигательной смесью — немецкие автоматчики, минометы, бомбардировщики и танки.

По мотивам повести позднее вышли два фильма — «Экзамен на бессмертие» Алексея Салтыкова и «Это мы, Господи!» Александра Итыгилова. Последний позаимствовал название у другой повести Воробьёва — о его пребывании в плену.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector